Дело № 2 - 44/2012 Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Фоминой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 26 января 2012 года дело по иску Ковач В.С. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и необоснованным, признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, УСТАНОВИЛ: Ковач В.С. обратилась в суд к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» с настоящим иском. В судебном заседании истица пояснила, что с 30.03.1977 по 23.01.1997 работала в должности воспитателя детского сада. 23.01.1997 уволена по пункту 1 статьи 53 КЗОТ РФ в связи с сокращением штата работников. С 17.06.1997 досрочно вышла на пенсию как педагогический работник по предложению службы занятости населения. Педагогический стаж работы составляет 19 лет 09 месяцев 24 дня. Отказ в предоставлении мер социальной поддержки считает незаконным и необоснованным. Просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки и обязать ответчика предоставить ей меры социальной поддержки, начиная с 01.01.2011. Представитель истицы Кузнецова А.А. в судебном заседании исковые требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Представитель ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» по доверенности Рябинина Р.М. иск не признала, утверждая, что истица не имеет права на предоставление мер социальной поддержки, поскольку на момент выхода на пенсию не являлась педагогическим работником. Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Как следует из материалов дела, Ковач В.С. с 30.03.1977 работала в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности. Согласно записям трудовой книжки 23.01.1997 истица уволена в связи с сокращением штата работников на основании п. 1 ст. 53 КЗОТ РФ. По сведениям пенсионного органа, Ковач В.С. является получателем трудовой пенсии с 17.06.1997, назначенной по предложению Центра занятости населения Усть-Куломского района. По расчетам пенсионного органа педагогический стаж истца составляет 19 лет 09 месяцев 24 дня, что истицей не оспаривается. Согласно справке заведующей МДОУ «Сказка» от 26.01.2012 истица в период работы воспитателем ясли - сада № 2 «Ромашка» с 30.03.1977 по 23.03.1997 пользовалась льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг как педагогический работник. Сведения об этом передавались в РУО администрации района и администрацию <адрес>. Согласно сообщению Управления образования администрации МР «Усть-Куломский» от 20.01.2012 № до 31.12.2010 истица пользовалась мерами социальной поддержки, как вышедший на пенсию педагогический работник, работавший и проживающий в сельской местности не менее 10 лет. Поскольку с 01.01.2011 истице меры социальной поддержки перестали предоставляться, 17.03.2011 она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Письмом ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» от 27.05.2011 № Ковач В.С. сообщено, что в признании права на меры социальной поддержки, установленные для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, ей отказано. Основанием к отказу явился вывод ответчика о том, что истица уволена с должности по педагогической деятельности до назначения трудовой пенсии. Однако право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством. Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому, в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности, за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, от 24 января 1985 года № 85, Постановлением Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 № 203 «О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках» и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР. Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании". Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми» устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора. Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона. Данная правовая норма в редакции Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ устанавливала, что при выходе на пенсию право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имели педагогические работники, проработавшие не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, которые в период осуществления педагогической деятельности пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена. Статья 2 Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. Закон Республики Коми от 29.04.2011 N 46-РЗ внес изменения в редакцию абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми», которые вступили в силу с 10.05.2011. Согласно внесенным в закон изменениям сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг распространяется на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки. Как следует из материалов дела, истец имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет. Проживает в поселке сельского типа. Ей назначена трудовая пенсия. В период осуществления педагогической деятельности, после ее прекращения и назначения пенсии пользовалась мерами социальной поддержки. На момент подачи заявления в органы социальной защиты населения 17.03.2011 года новая редакция статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», вступившая в силу с 10.05.2011, еще не действовала. Поэтому истица вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг согласно прежней редакции указанной статьи. Поскольку правоотношения сторон возникли до внесения названных изменений, положения измененной редакции Закона, ухудшающие положение Ковач В.С. и означающие, по существу, отмену для нее права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ею в конкретных правоотношениях, при разрешении вопроса о наличии у заявительницы права на предоставление мер социальной поддержки с 10.05.2011 применению не подлежат. Иное правовое применение противоречит принципам правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение. Эти принципы, в свою очередь, предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Как следует из материалов дела, истцом Ковач В.С. в период со 01 января 2011 года по 30 ноября 2011 года производилась оплата за электроэнергию в размере <данные изъяты> руб. Принимая во внимание, что Ковач В.С. продолжает в настоящее время проживать в сельской местности, является получателем пенсии и имеет стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, ранее пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, суд приходит к выводу, что истица имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ч. 1(1) ст.18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми». В силу п. 2 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается ГУ РК - Центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение. В соответствии с разделами 2 и 3 Устава ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» функции по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложены на указанное Учреждение. Аналогичные положения содержались в Уставе учреждения и до его переименования в бюджетное учреждение. Поскольку предметом деятельности государственного учреждения - Центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения является предоставление государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, то обязанность по предоставлению мер социальной поддержки истцу должна быть возложена на указанное учреждение. Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Ковач В.С. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и необоснованным, признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки удовлетворить. Признать отказ ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» от 27.05.2011 № в предоставлении Ковач В.С. мер социальной поддержки незаконным и необоснованным. Признать право Ковач В.С. на меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» предоставить Ковач В.С. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные статьей 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» с 01 января 2011 года. Взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в доход бюджета муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий