Дело № 2-38/2012 РЕШЕНИЕ Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи С.А. Ефремова, при секретаре Л.И. Першиной, с участием прокурора Е.С. Маруневич, рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 27 января 2012 года дело по иску прокурора к администрации МР «Усть-Куломский» о совершении определенных действий, установил: В интересах граждан с ограниченными возможностями передвижения, признанных инвалидами, прокурор района обратился в суд с иском к администрации МР «Усть-Куломский», требуя в порядке гражданского судопроизводства обязать орган местного самоуправления оборудовать входы зданий детского сада № 4 и детского сада «Улыбка» пандусами с поручнями в соответствии с государственными обязательными стандартами. Требование к органу местного самоуправления совершить указанные действия прокурор обосновал ссылкой на положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и СНиП 35-101-2001. Начальник РУО Холопов О.А., представляя интересы ответчика и районного управления образованием, заявил, что определенные меры во исполнение закона местной администрацией приняты. В пределах собственной компетенции районной администрацией разработана долгосрочная муниципальная целевая программа «Доступная среда на 2012-2015 годы», направленная на обеспечение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, предусматривающая оснащение объектов, в том числе зданий образовательных учреждений поручнями и пандусами. Собственных средств для покрытия расходов муниципального образования на реконструкцию зданий недостаточно . Целевая муниципальная программа принята с учетом рекомендаций Правительства Республики Коми в расчете на бюджетные инвестиции в порядке софинансирования реконструкции капитальных объектов муниципальной собственности. Кроме того, требование прокурора к органу местного самоуправления о выполнении строительных работ по реконструкции зданий без учета положений градостроительного, бюджетного законодательства, законодательства о местном самоуправлении и др., представляет в буквальном смысле исполнение обязательства в натуре, что законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено. Заведующие муниципальных дошкольных образовательных учреждений ФИО1 и ФИО2 пояснили, что здания детских садов построены по типовым проектам. С момента передачи зданий в муниципальную собственность и в оперативное управление эксплуатируются в соответствии с назначением без отступлений от проектных значений. За все время эксплуатации капитальному ремонту либо реконструкции здания не подвергались и на день рассмотрения спора таких решений не принято. Среди воспитанников и их родителей, педагогического состава и остального персонала нет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Закрепляющее названную обязанность положение носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 марта 2011 г. № 175 утвердило государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Постановлением Правительства Республики Коми от 21.11.2011 № 521 утверждена программа Республики Коми «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 29.08.2011 № 1195 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Доступная среда на 2012-2015 годы». Программы разработаны в целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни. Программные мероприятия предусматривают ежегодный мониторинг, подготовку и проведение паспортизации, классификации объектов на основе разработанной системы критериев и последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, разработку нормативов градостроительного проектирования с соблюдением требований СНиП 35-01-2001, контроль за соблюдением нормативных требований с учетом потребностей инвалидов в проектах на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства социальной инфраструктуры. Предусмотрены мероприятия по приспособлению входных групп, лестниц, пандусных съездов и др. на объектах образования, в том числе в отношении зданий государственных (муниципальных) детских дошкольных учреждений. На момент начала реализации Программы из 996 учреждений образования в Республике Коми только 5 учреждений отвечали требованиям доступности объектов социальной инфраструктуры. Наличие проблем подтвердила районная прокурорская проверка в ноябре 2011 года, в ходе которой было установлено, что здания МДОУ Детский сад общеобразовательного вида «Улыбка» с. Усть-Кулом и МДОУ Усть-Куломский детский сад № 4 не оснащены пандусами с поручнями, отвечающими требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Как указано в программных документах, применение программно-целевого метода призвано на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем интеграции и социализации инвалидов, а также других маломобильных групп населения и в результате в значительной степени улучшить качество их жизни. Участие органов местного самоуправления в реализации программ позволяет муниципальным образованиям в случае недостаточности собственных средств рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, что подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 13.05.2010 N 689-О-О. Доводы местной администрации и районного управления образования в пользу применения программно-целевого метода, комплексного решения проблемы и реализации программных мероприятий на условиях софинансирования согласуются с бюджетной стратегией основных государственных программ Российской Федерации. О решении вопросов обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы заявлено Минфином РФ (Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов). Разработка и утверждение программы органом местного самоуправления представляет собой создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Такие же меры приняты другими субъектами отношений в указанной сфере, реализующими публичную обязанность, вытекающую из положений части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Принцип доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения получил нормативное закрепление в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Конкретные параметры сооружения пандусов и пр. предусмотрены государственными строительными нормами и правилами "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СНиП 35-01-2001), принятых и введенных в действие с 01.09.2001 Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73. Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения признаются минимально необходимыми, однако положения статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" содержат требования к процессам проектирования и строительства зданий. Согласно статье 42 установленные настоящим Федеральным законом требования к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания. Подобные рекомендации содержат строительные нормы и правила - СНиП 35-01-2001. При этом обстоятельств, отменяющих действие приведенных законоположений в отношении зданий детских садов, построенных по типовым проектам и введенных в эксплуатацию в 1994 и 1989 годах, не установлено. Статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" содержит указание о реконструкции зданий, находящихся в процессе эксплуатации. Оборудование (оснащение) зданий пандусами и поручнями в процессе их эксплуатации - градостроительные отношения по реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности. Реконструкции предшествуют другие виды градостроительной деятельности (статьи 47-49 ГСК). Субъектами этих отношений являются индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие свидетельства о допуске к таким видам работ, лица, уполномоченные государственным органом исполнительной власти или подведомственные учреждения. Реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства может осуществлять застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Некоторые виды работ по реконструкции должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (ст. 52 ГСК). Осуществление градостроительной деятельности в целях удовлетворения муниципальных нужд либо нужд бюджетных учреждений обусловлено отношениями, относящимися к предмету регулирования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которым установлен единый порядок размещения заказов, в том числе в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. В свою очередь эти правоотношения находятся во взаимосвязи с отношениями, регулируемыми Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Конституционный Суд РФ, представляя правовую позицию в Определении от 13.05.2010 N 689-О-О, исходит из того, что общие положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" конкретизированы в различных взаимосвязанных правовых актах, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности и техническом регулировании, определяющих деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Обязанность оборудовать входы в здания детских садов пандусами не может быть возложена на местную администрацию без рассмотрения всех обстоятельств этих сложных правоотношений. Характер спорных правоотношений позволяет утверждать, что органы принудительного исполнения в порядке исполнительного производства, иные лица не могут заменить орган местного самоуправления. Поэтому по делу должно доказать, что ответчик располагает возможностью совершить требуемые действия (ч. 2 ст. 206 ГПК). При обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 45 ГПК РФ) прокурор несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. По смыслу статей 4, 45, 46, 47, 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания лежит на прокуроре, подавшем заявление в защиту прав иных лиц (пункты 10 и 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству"). В ходе судебного разбирательства системного обоснования своего требования прокурор не представил. Доводы ответчика о недостаточности собственных средств муниципального образования и невозможности в настоящее время выполнить работы по реконструкции зданий не опроверг. Обстоятельств, позволяющих игнорировать соответствующие государственные и муниципальные программы, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, а также положения статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", не привел. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд решил: В иске прокурора к администрации МР «Усть-Куломский» о возложении обязанности оборудовать пандусом с поручнями входы в здания МДОУ Детский сад общеобразовательного вида «Улыбка» с. Усть-Кулом и МДОУ Усть-Куломский детский сад № 4 отказать. Апелляционные жалобы, представление на решение суда, могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий