Дело № 2-17/2012 РЕШЕНИЕ Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи С.А. Ефремова, при секретаре Л.И. Першиной, рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 31 января 2012 года дело по иску Душевской С.В. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании недействительным постановления органа местного самоуправления и принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, установил: Душевская С.В., считая незаконным отказ районной администрации в постановке их семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, обратилась в суд с указанным иском. Представитель местной администрации муниципального района Кочанов А.Н. иск не признал, утверждая, что в постановке на учет отказано по основаниям, предусмотренным законом. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Закон Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" регулирует отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья. К категориям граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, имеющих право на получение таких социальных выплат, закон относит, в том числе молодые семьи. Душевская С.В. и Душевский В.Ф. состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ. От брака имеют дочь ФИО1, рождения ДД.ММ.ГГГГ. По утверждению истца, семья снимает жилье в частном доме по адресу: <адрес>. Собственником дома является ее отец ФИО2. Молодая семья занимает одну из половин дома и проживает в отдельной комнате общей площадью 29,7 кв.м. на условиях договора найма. Ведет отдельное хозяйство. 12.09.2011 Душевская С.В. в установленном порядке подала заявление о принятии молодой семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Однако постановлением заместителя руководителя администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 19.10.2011 № в принятии на учет было отказано по причине того, что семья Душевских, выделившись из общего хозяйства ФИО2, преднамеренно ухудшили свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете. Рассматривая заявление о принятии на учет, администрация муниципального района действовала в пределах компетенции, установленной Законом Республики Коми от 6 октября 2005 года N 103-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья", однако отказ в принятии граждан на учет законным признать нельзя. Согласно ч. 13 статьи 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет, если представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, а также в случае, когда гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Душевская С.В. настаивает, что ни она, ни члены ее семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Такие доводы в ходе судебного разбирательства проверены судом, в том числе по данным регистрационных органов. В подтверждение жилищных условий истцом представлен договор от 29.08.2011 найма жилого помещения в <адрес>. Собственник дома ФИО2 подтвердил, что семья его дочери проживает в отдельной комнате на условиях договора найма. Они ведут свое хозяйство. Договор заключен на время, пока молодые не завершили строительство индивидуального жилого дома. Глава сельского поселения «Пожег» Сенькин В.И. подтвердил достоверность всех обстоятельств, заявленных истцом. Условия проживания молодой семьи были проверены местной администрацией с выходом на место и нашли подтверждение. Поскольку семья Душевских снимает для проживания отдельное жилое помещение и в состав хозяйства владельца дома не входят, они считаются отдельным хозяйством, на которое в соответствии с указаниями по ведению похозяйственного учета был открыт отдельный лицевой счет (похозяйственная книга №, лицевой счет №). Согласно п. 10 Распоряжения Главы Республики Коми от 11.05.2001 № 452-р "Об утверждении форм документов похозяйственного учета" отдельным хозяйством считается хозяйство, члены которого проживают совместно в отдельном жилом помещении или его части, обеспечивают себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя или расходуя свои средства. Отдельный лицевой счет на хозяйство семьи Душевских открыт правомерно. Молодые люди самостоятельны в решении создать семью, в выборе места жительства и ведении общего отдельного хозяйства. То обстоятельство, что они снимают комнату в доме отца истицы, правового значения по делу не имеет. Условия пользования жилым помещением определены владельцем дома. Лицевой счет открыт с ведома владельца жилого дома местной администрацией, то есть уполномоченным органом местного самоуправления. Представленные стороной истца доказательства ответчиком не опровергнуты. Суждение ответчика о намеренном ухудшении жилищных условий семьей истца является несостоятельным. У Душевских нет другого жилья и в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" они признаются имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Необходимые для принятия молодой семьи на учет документы были поданы. Их содержание отражает действительные обстоятельства. С учетом изложенного и в соответствии с положениями статьи 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" молодая семья вправе претендовать на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Действия органа местного самоуправления не согласуются с положениями п. 2 статьи 2 ЖК РФ, согласно которым органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе с использованием бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Решение районной администрации об отказе в постановке на учет не отвечает требованиям законности. Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд решил: Иск Душевской С.В. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании недействительным постановления органа местного самоуправления и принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий удовлетворить в полном объеме. Признать постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 19.10.2011 № недействительным. Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» принять молодую семью Душевских на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по заявлению Душевской С.В. от 12.09.2011. На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий