Дело № 2 - 45/2012 Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Фоминой Т.В., с участием прокурора Маруневич Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 31 января 2012 года дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах Липиной С.Б. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Куломского района РК обратился в суд в интересах Липиной С.Б. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» с иском о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, находящееся на территории Усть-Куломского района, на условиях договора социального найма. В обоснование требования указал, что Липина С.Б. является лицом, оставшимся без попечения родителей. За несовершеннолетней Липиной С.Б. жилое помещение закреплено не было. В 2010 году Липина С.Б. окончила обучение в <данные изъяты>». По настоящее время жилое помещение ей не представлено. С 1 января 2011 года обязательства по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда, по приобретению и распределению жилых помещений указанной категории граждан в Усть-Куломском районе осуществляет администрация МО МР «Усть-Куломский». Участвующий в деле прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала. Просила обязать ответчика предоставить Липиной С.Б. жилое помещение по месту жительства на территории МО МР «Усть-Куломский», поскольку администрация указанного муниципального образования принимала решение о включении гражданина в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Жилое помещение должно быть общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 33 кв.м. Истица Липина С.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит иск удовлетворить. Ответчик, извещенный надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, представителя не направил. В письменном заявлении с иском согласны. Заслушав объяснения истца, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу части 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На основании части 4 статьи 9 Закона от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в РК государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются гражданам из числа указанной категории на территории соответствующего муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список. Липина С.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отнесена к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Отец истицы – ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы МО «Усть-Куломский район» от ДД.ММ.ГГГГ № Липина С.Б. была определена в ГОУ «Детский дом №» <адрес> на полное государственное обеспечение. Согласно справке государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №» <адрес> от 29.11.2011 № Липина С.Б. находилась на полном государственном обеспечении в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В 2010 г. Липина С.Б. окончила обучение в <данные изъяты> и получила диплом (серии №, регистрационный номер №). Данных о закреплении жилого помещения за истицей не установлено. По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (Усть-Куломский производственный участок филиала ФГУП по РК) и Управления Росреестра по РК на имя Липиной С.Б. объектов недвижимости на каком-либо праве не зарегистрировано. В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Решением Совета муниципального района «Усть-Куломский» от 10.03.2011 № XXXIII-374 администрация муниципального района «Усть-Куломский» наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. 25.10.2011 Липина С.Б. обратилась в администрацию МР «Усть-Куломский» с соответствующим заявлением о постановке на учет с целью получения жилого помещения. Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 11.11.2011 № Липина С.Б. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, под номером 21. По сведениям ОУФМС в Усть-Куломском районе от 19.01.2012 № Липина С.Б. ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. Однако судом установлено, что жилые помещения указанного дома, заключением межведомственной комиссии от 10.02.2011 признаны непригодными для проживания. Такое же решение принято постановлением руководителя администрации СП «Усть-Кулом» от 24.02.2011 №. В настоящее время истица проживает в <адрес> на условиях найма жилья. Проживают вместе с сожителем и общим ребенком, ведут совместное хозяйство, имеют общий бюджет. Истица считает с. Усть-Кулом местом своего жительства. Согласно статье 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу статей 1-3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Местом жительства может быть жилой дом, квартира и иные жилые помещения, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Согласно ст. 20 Федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии со ст. 10 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ органы местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий по обеспечению граждан указанной категории жилыми помещениями имеют право на своевременное и полное получение средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) из Республиканского фонда компенсаций, образованного в составе республиканского бюджета Республики Коми, предназначенных для осуществления государственных полномочий. Органы местного самоуправления наделены соответствующими государственными полномочиями на неопределенный срок. Субвенции на эти цели бюджету муниципального района предоставлены. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района в порядке статьи 19 Федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ и статьи 14 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ не прекращены. Субвенции из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий предусматриваются в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ). Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов, относятся к бюджетным правоотношениям (ст. 1 Бюджетного кодекса РФ). В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Поскольку спор заявлен по предоставлению жилого помещения, то есть о правоотношении, относящимся к предмету регулирования жилищного законодательства (ст. 4 Жилищного кодекса РФ), то при разрешении спорного правоотношения они являются приоритетными. Право Липиной С.Б. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма ответчиком не оспаривается. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах Липиной С.Б. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» предоставить Липиной С.Б. жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, правилам и нормам, находящееся по месту ее жительства на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский», по договору социального найма, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, – апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий