Дело № 2-8/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи С.А. Ефремова, при секретаре Л.И. Першиной, рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 20 января 2012 года дело по иску Кияшко В.Д. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение, установил: Кияшко В.Д. обратился в суд с указанным иском к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района», ссылаясь на то, что приказом министра от 24.11.2009 № 212-П ему была объявлена благодарность Министерства энергетики Российской Федерации, учрежденная в качестве ведомственной награды за высокие результаты в труде. В связи с этим он обратился за присвоением ему звания "Ветеран труда", однако ответчик в письме от ДД.ММ.ГГГГ № уведомил его об отказе с приложением приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия документального подтверждения правовых оснований, предусмотренных Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302. Юрисконсульт ФИО1 считает, что центр по предоставлению государственных услуг в соответствии с административным регламентом рассмотрел представленные гражданином Кияшко В.Д. документы и, подготовив проект решения об отказе, направил в Агентство для принятия решения. Получив сообщение, письменно уведомил заявителя об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", изложив основания, в соответствии с которыми Агентством было принято такое решение. Агентство Республики Коми по социальному развитию, привлеченное к участию в деле по ходатайству истца в качестве ответчика, представило аналогичные возражения, настаивая на законности оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе в присвоении звания "Ветеран труда". Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 07.11.2011) "О ветеранах" лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда. Указанные в законе основания в отношении Кияшко В.Д. подтверждены документально. Истец предъявил удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ему пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Записи в трудовой книжке и наградные документы показывают, что истец с 1993 года работал государственным инспектором по энергетическому надзору <данные изъяты>». С мая 1995 года был назначен на должность <данные изъяты>, где и работает по настоящее время. За большой личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса и многолетний добросовестный труд приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П начальнику Усть-Куломского производственного участка Южного межрайонного отделения ОАО «Коми энергосбытовая компания» Кияшко В.Д. объявлена благодарность Министерства энергетики Российской Федерации. Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации наряду с другими ведомственными наградами (ведомственными знаками отличия в труде) учреждена Приказом Минэнерго РФ от 14.07.2008 № 11 в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400. Сведения о ведомственной награде включены в Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-95, принятый взамен Общесоюзного классификатора информации по кадрам, и входящий в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК). ОКИН подлежит применению, в том числе совместно с Общероссийским классификатором информации по социальной защите населения (ОК 003-99). Материалы по обращению Кияшко В.Д. подтверждают, что Агентством рассмотрены документы, подтверждающие награждение истца ведомственными знаками отличия в труде и наличие трудового стажа, достаточного для назначения пенсии по старости. Согласно пункту 2.7. Административного регламента предоставления государственной услуги по присвоению звания "Ветеран труда", утвержденного Приказом Агентства РК по социальному развитию от 24.09.2010 N 2332, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является представление документов, которые не подтверждают право гражданина на присвоение ему звания "Ветеран труда". Именно такова логика действий Агентства. Однако отказ в присвоении звания "Ветеран труда" при таких обстоятельствах признать законным нельзя. Ссылаясь на пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 07.11.2011) "О ветеранах", согласно которому порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, ответчик утверждает, что отказ обоснован, поскольку республиканский перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания ветеран труда, не предусматривает такого знака отличия, как благодарность Министерства энергетики Российской Федерации. В целях реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 утверждено Положение, определяющее порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми. Согласно пункту 6 Положения документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к настоящему Положению. Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", которым регулируется правовой статус ветеранов труда, закрепляет для Российской Федерации в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Аналогичное положение содержится в статье 22.1. Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ (ред. от 05.10.2011) "О социальной поддержке населения в Республике Коми". Однако, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", субъект Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах". Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 и частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Конституционный Суд Республики Коми в своем Постановлении от 30.09.2011 признал, что названным Приложением N 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит статье 7 Федерального закона "О ветеранах" и статье 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", императивно устанавливающим основания для присвоения звания "Ветеран труда", и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в настоящем Приложении. В силу такой правовой позиции Приложение N 2 в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17. В соответствии с п. 2.2. Административного регламента государственная услуга предоставляется Агентством с участием центров по предоставлению государственных услуг. Участие государственных учреждений обусловлено принятием решений, отнесенных к компетенции Агентства. Так, в соответствии с пунктом 3.6.2. Административного регламента специалист центра по предоставлению государственных услуг выдает удостоверение только после его поступления из Агентства. В связи с этим приказом Агентства РК по социальному развитию от 24.09.2010 N 2332 центрам по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения предписано обеспечить предоставление государственной услуги по присвоению звания "Ветеран труда" в соответствии с Административным регламентом. С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд решил: иск Кияшко В.Д. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение удовлетворить в части. Признать отказ в присвоении Кияшко В.Д. звания "Ветеран труда" по основаниям, изложенным в приказе Агентства Республики Коми по социальному развитию от 30.09.2011 № 2851 «Об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", незаконным. Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию принять решение о присвоении Кияшко В.Д. звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения "Удостоверение ветерана" в соответствии с Административным регламентом. Обязать государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» обеспечить предоставление государственной услуги по присвоению звания "Ветеран труда" в соответствии с Административным регламентом. В остальной части иска отказать. Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий