Решение суда о признании отказа в согласовании переустройства системы отопления незаконным и возложении обязанности выдать согласование переустройства системы отопления в жилом помещении.



Дело № 2–48/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Усть-Кулом 09 февраля 2012 года

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Ерчина Ю.Н.,

при секретаре Федоровой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оплесниной А.Г. к Администрации сельского поселения «Усть-Кулом» о признании отказа в согласовании переустройства системы отопления незаконным и возложении обязанности выдать согласование переустройства системы отопления в жилом помещении,

установил:

Оплеснина А.Г. обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения «Усть-Кулом» в котором просила признать отказ в согласовании переустройства системы отопления в её квартире незаконным и возложить обязанность выдать согласование переустройства системы отопления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование иска указала, что является собственником указанного жилого помещения. Длительное время в доме и непосредственно её квартире теплоснабжение осуществлялось ненадлежащего качества. В результате 5 квартир в многоквартирном доме полностью отключились от центрального отопления. В августе 2011 она обратилась с заявлением в Администрацию сельского поселения «Усть-Кулом» о переустройстве системы отопления в связи с необходимостью отключения от центрального отопления. Однако ответчик необоснованно отказал в даче соответствующего разрешения, ссылаясь на отсутствие согласия всех собственников квартир этого дома. Полагает, что данный отказ не основан на нормах материального права, регулирующих порядок пользования общим имуществом в многоквартирном доме.

В судебном заседании истец Оплеснина А.Г. поддержала исковые требования по основаниям указанным в иске. В части проекта переустройства отопления пояснила, что проект был изготовлен ФИО1 под руководством индивидуального предпринимателя ФИО3, который не согласовывался с государственными надзорными органами.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения «Усть-Кулом» ФИО2 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признала по основаниям того, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Поэтому на переустройство системы отопления в квартире необходимо согласие всех собственников жилья многоквартирного дома, которое не было получено истцом при обращении в межведомственную комиссию для дачи такого разрешения.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на стороне истца ФИО4, ФИО9 и ФИО5 поддержали исковые требования. ФИО4 указал, что существующая система в квартире является однотрубной, для отключения радиаторов отопления в квартире и на стояках имеются запорно-регулировочные краны.

Представитель филиала ОАО «Коми тепловой компании» адвокат ФИО8 (ордер от ДД.ММ.ГГГГ) не имеет возражений по иску, вместе с тем указала, что отключение квартиры истца от централизованного отопления может повлечь нарушение теплового баланса помещений всего многоквартирного дома.

Представитель муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> ФИО7 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) пояснил, что с начала 2010 года они оказывают услуги по техническому обслуживанию многоквартирного жилого дома, где проживает истец. За время обслуживания по настоящее время переустройства инженерных сетей систем отопления и электроснабжения многоквартирного дома не производилось. Отключение системы отопления в квартире истца может повлиять на тепловой баланс помещений в многоквартирном доме. Дополнительное потребление электроэнергии в размере 8 кВт квартирой истца, может повлиять на равномерное распределение электроэнергии в помещениях дома.

Заслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Оплеснина А.Г. имеет в собственности жилое помещение общей площадью 70,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении истец проживает вместе с членами своей семьи: супруг ФИО4, сын ФИО9, сноха ФИО5 и внучка ФИО6 /сведения похозяйственного учета – <данные изъяты>/.

Из материалов дела следует, что в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> функционирует централизованное отопление от групповой котельной (технический паспорт на жилой <адрес> жилое помещение <адрес>, справка Усть-Куломского филиала ГУП РК «РБТИ» от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства, в соответствии с условиями и порядком переустройства жилых помещений.

В силу ст. 25 ЖК РФ, переустройством жилого помещения является установка, замена или перенос инженерных сетей, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статьей 26 ЖК РФ, определен порядок и основания проведения переустройства жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления, на основании принятого им решения, для чего собственником помещения представляется ряд документов.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, утвержден Постановлением руководителя администрации сельского поселения «Усть-Кулом» № 10 от 19.01.2011.

26.01.2010 руководителем администрации сельского поселения «Усть-Кулом» принято постановление № 12 о создании межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории муниципального образования сельского поселения «Усть-Кулом», а также утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории муниципального образования сельского поселения «Усть-Кулом».

Заявления граждан по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) рассматриваются межведомственной комиссией на основании вышеуказанных правовых актов.

24.08.2011 Оплеснина А.Г. обратилась в Администрацию сельского поселения «Усть-Кулом» с заявлением о даче разрешения на переустройство (реконструкцию) жилого помещения с приложением документов: копии свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение, проект перепланировки <адрес>, кадастровый паспорт помещения, технический паспорт жилого помещения.

Первично заявление истца 26.08.2011 было рассмотрено межведомственной комиссией по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории муниципального образования сельского поселения «Усть-Кулом». В соответствии с ч. 3 ст.36 Жилищного кодекса РФ Оплесниной А.Г. предложено представить согласие всех собственников жилых помещений дома для принятия окончательного решения. 07.11.2011 Оплеснина А.Г. представила в межведомственную комиссию заявления жильцов дома по вопросу переустройства отопительной системы в <адрес>.

02.12.2011 межведомственной комиссией принято решение об отказе Оплесниной А.Г. в проведении реконструкции отопительной системы в <адрес>, по основаниям ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, поскольку собственник жилого помещения <адрес> данного дома, выразил свое несогласие на указанное переустройство отопительной системы.

В соответствии со ст. ст. 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

Согласно подпункту "д" пункта 2 Правил включается в состав общего имущества многоквартирного дома механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

В состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях, а также внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 5 и 6 Правил).

Кроме того в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п.7 Правил).

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Аналогичным образом часть 1 статьи 36 ЖК РФ включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Исходя из вышеприведенных норм, в их системном толковании следует, что оборудование, обогревающие элементы системы отопления, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).

Указанная выше позиция в отношении общего имущества многоквартирного дома в части обогревающих элементов внутридомовой системы отопления содержится в решении Верховного Суда РФ от 22.09.2009 № ГКПИ09 -725.

В ходе разбирательства по делу установлено, что радиаторы отопления и однотрубная система, находящиеся в помещениях квартиры истца имеют отключающиеся устройства (краны) и обслуживают одну квартиру истца. Таким образом, обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, предназначенные для обслуживания лишь одной <адрес> не могут входить в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, следовательно, их демонтаж не затрагивает права и законные интересы иных лиц, и не требует согласия всех собственников данного дома. При таких обстоятельствах отказ Администрации сельского поселения «Усть-Кулом» в проведении реконструкции отопительной системы в квартире истца только по основанию, указанного в части 3 статьи 36 ЖК РФ не может быть признан правомерным.

Вместе с тем межведомственной комиссией при рассмотрении заявления истца и приложенных к нему документов о переустройстве системы отопления в квартире не в полной мере были учтены требования Административного Регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений. Предоставленный истцом проект перепланировки на момент подачи заявления не отвечал в полной мере пункту 2.7. Регламента, т.е. не имел приложенных документов (или их заверенных копий), подтверждающих квалификацию лица (ФИО1), осуществившего проектирование и его права на осуществление соответствующей деятельности. Представленный истцом в ходе рассмотрения дела проект перепланировки с измененными сведениями в отношении лица осуществившего проектирование не может быть принят во внимание.

Следует отметить и то, что согласно п.2.2. Положения о межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории муниципального образования сельского поселения «Усть-Кулом», одной из основных задач межведомственной комиссии является определение технической возможности осуществления переустройства, перепланировки жилых и нежилых помещений, в том числе в целях недопущения ущерба системе электроснабжения и отопительной системе многоквартирного дома, которое не нашло свое отражение в представленных суду документах.

Поскольку суду не представлено документов, подтверждающих выполнение сторонами всех законных требований регламентирующих порядок получения (выдачу) соответствующего разрешения на переустройство жилого помещения в многоквартирном жилом доме, следовательно, требование истца о возложении обязанности на ответчика выдать согласование переустройства системы отопления в жилом помещении является не обоснованным и в этой части подлежит отказу.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Оплесниной А.Г. удовлетворить в части.

Признать незаконным отказ Администрации сельского поселения «Усть-Кулом» в проведении реконструкции отопительной системы в <адрес> по основанию, указанного в части 3 статьи 36 ЖК РФ.

В остальной части иска отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий – подпись.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 14.02.2012.

Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин