Дело № 2 - 69/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Фоминой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 16 февраля 2012 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа» и Управлению образования администрации МР «Усть-Куломский» о совершении определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнении предписания государственного органа, УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе (далее – отдел Роспотребнадзора) на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» обратился в суд к ответчикам с указанным иском указав, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам плановой выездной проверки МОУ выдано предписание № об устранении нарушений санитарного законодательства. В связи с истечением сроков выполнения предписания проведена внеплановая выездная проверка МОУ «Ручевская СОШ». По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому некоторые пункты предписания не выполнены. В судебном заседании начальник территориального отдела Роспотребнадзора ФИО1 заявленные требования поддержала, уточнив сроки совершения ответчиками определенных действий, и просила их удовлетворить. Ответчик в лице директора МОУ «Ручевская СОШ» ФИО3 признала наличие указанных нарушений. Однако считает, что устранить нарушения обязано управление образования. Пояснила, что необходимые заявки для выделения денежных средств учредителю были направлены. Нарушения санитарного законодательства будут устраняться по мере выделения бюджетных средств. Представитель ответчика - Управления образования администрации МР «Усть-Куломский» по доверенности ФИО2 признала, что указанные государственным органом нарушения санитарного законодательства имеются. Необходимая работа с целью устранения нарушений и выполнению предписания проводится. Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчиков – администрация МР «Усть-Куломский», извещенная надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла. Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. В судебном заседании установлено, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Ручевская СОШ» выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела Роспотребнадзора проведена внеплановая выездная проверка МОУ «Ручевская СОШ» в связи с истечением сроков выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой был выявлен ряд нарушений санитарного законодательства. По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. В части, касающегося предъявленного иска, выявлены следующие нарушения, а именно: 1) В нарушение п.п. 4.28 и 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» не проведен ремонт стен. Стены в коридорах, рекреациях, раздевалках для мальчиков с дефектами, не допускающими проведения влажной уборки и дезинфекции, отделка гипсокартонном потрескалась, с дырками. Полы во всех помещениях со щелями и дефектами; 2) В нарушение п. 6.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» не ограждены отопительные приборы съемными деревянными решетками (за исключением спортивного зала); 3) В нарушение п.6.11 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в учебных мастерских не оборудована механическая вентиляция; 4) В нарушение п. 5.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» не оборудовано местное освещение станков в учебных мастерских. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно ст. 28 Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, и выполняться требования санитарного законодательства. В силу ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. Из содержания действовавших на момент проведения надзорным органом плановой проверки СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (утративших силу с 01.09.2011 в связи с изданием постановления главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10) следовало, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность. Они определяют санитарно-гигиенические требования к размещению учреждения, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, режиму образовательного процесса, санитарному состоянию, организации питания обучающихся общеобразовательного учреждения. Вступившие в законную силу с 01.09.2011 и регулирующие указанные правоотношения в настоящее время СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 также направлены на охрану здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, соблюдению санитарных правил, санитарному состоянию. Правила распространяются на действующие общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности, и являются обязательными для исполнения. Санитарно-эпидемиологические требования прежних и ныне действующих СанПиН, в части выявленных надзорным органом нарушений санитарного законодательства, аналогичны по содержанию друг другу. Согласно п.п. 4.28, 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся - не менее 3,6 м. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений. В соответствии с п. 6.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды. Паровое отопление в учреждениях не используется. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются. Согласно п. 6.11 СанПиН 2.4.2.2821-10 отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты. В соответствии с п. 5.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 в слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (часть 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона). Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано, в том числе, муниципальным образованием (муниципальное учреждение). В силу положений Устава МОУ «Ручевская СОШ» является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в муниципальной собственности на праве оперативного управления. Его учредителем является администрация МР «Усть-Куломский», которая в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет за школой в целях обеспечения её уставной деятельности, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. Такое имущество является муниципальной собственностью. Деятельность школы финансируется её учредителем в соответствии с договором между ними. Финансовое обеспечение школы осуществляется на основе государственных, ведомственных и местных нормативов. Школа самостоятельно распоряжается денежными средствами. Обязанностью учредителя является осуществлять финансовое обеспечение школы. МОУ «Ручевская СОШ» подведомственна Управлению образования администрации МР «Усть-Куломский». Функции и полномочия учредителя в части формирования муниципального задания, перечисления субсидий и контроля за его выполнением, составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и контроля за его выполнением осуществляет Управление образования администрации МР «Усть-Куломский». Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечение содержания зданий и сооружений МОУ. В соответствии с Положением об Управлении образования администрации МР «Усть-Куломский», Управление является структурным подразделением АМР «Усть-Куломский», являясь при этом, самостоятельным юридическим лицом, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области образования на территории района. К основным функциям Управления отнесены размещение заказов (выступает муниципальным заказчиком) и заключение контрактов и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (размещение муниципального заказа в пределах выделенных бюджетных средств). Именно Управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета МО МР «Усть-Куломский» в части средств, предусмотренных на содержание подведомственных муниципальных образовательных учреждений. Управление обязано контролировать создание надлежащих санитарно-гигиенических условий в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях, а также контролировать соблюдение требований охраны здоровья детей, принимать меры по устранению в них нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе в области санитарно – эпидемиологического законодательства. Выполнение требований предписания надзорного органа и устранение нарушений санитарного законодательства, потребуют финансовых затрат из бюджета. Для устранения нарушений потребуется и заключение соответствующих договоров на выполнение работ. Исследованные судом доказательства позволяют суду признать заявленные требования подлежащими удовлетворению. Факты нарушений санитарного законодательства в МОУ «Ручевская СОШ» и их не устранение на момент рассмотрения дела, нашли свое подтверждение. Поскольку предписание № от ДД.ММ.ГГГГ надзорным органом внесено непосредственно юридическому лицу - МОУ «Ручевская Югыдъягская СОШ», то ответственным за его исполнение является образовательное учреждение. Вместе с тем обязанность совершения определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства должна быть возложена совместно на МОУ «Ручевская СОШ» и Управление образования АМР «Усть-Куломский». Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа» и Управлению образования администрации МР «Усть-Куломский» о совершении определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнении предписания государственного органа, удовлетворить. Обязать МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа» исполнить предписание № от ДД.ММ.ГГГГ года начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства Российской Федерации. Обязать МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа» и Управление образования администрации МР «Усть-Куломский» устранить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - провести ремонт стен коридоров и рекреаций здания школы, в раздевалке для мальчиков спортивного зала, ремонт полов коридоров здания школы, в вестибюлях, в учебных помещениях 2 и 4 классов, в кабинетах № 5 и № 25, в обеденном зале пищеблока, в раздевалках спортивного зала, материалами, допускающими проведение влажной уборки и дезинфекции; - выполнить ограждение отопительных приборов (за исключением спортивного зала) с использованием материалов, безвредных для здоровья детей; - в учебной мастерской оборудовать механическую вентиляцию; - в учебной мастерской оборудовать местное освещение станков. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий