Дело № 2 - 70/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Фоминой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 16 февраля 2012 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к МДОУ «Детский сад «Елочка» п. Тимшер и Управлению образования администрации МР «Усть-Куломский» о совершении определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнении предписания государственного органа, УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе (далее – отдел Роспотребнадзора) на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» обратился в суд к ответчикам с указанным иском указав, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам плановой выездной проверки МДОУ выдано предписание № об устранении нарушений санитарного законодательства. В связи с истечением сроков выполнения предписания проведена внеплановая выездная проверка МДОУ «Детский сад «Елочка». По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому пять пунктов предписания не выполнены. В судебном заседании начальник территориального отдела Роспотребнадзора ФИО2 заявленные требования поддержала, уточнила требования в части сроков устранения нарушений, и просила их удовлетворить. Ответчик в лице заведующей МДОУ «Детский сад «Елочка» <адрес> ФИО1 с иском согласна. Пояснила, что необходимые заявки для выделения денежных средств учредителю были направлены. Нарушения санитарного законодательства РФ будут устраняться по мере выделения бюджетных средств. Представитель ответчика - Управления образования администрации МР «Усть-Куломский» по доверенности ФИО3 признала, что указанные государственным органом нарушения санитарного законодательства имеются. Необходимая работа с целью устранения нарушений и выполнению предписаний проводится. Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчиков – администрация МР «Усть-Куломский», извещенная надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла. Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. В судебном заседании установлено, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Детский сад «Елочка» п. Тимшер выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела Роспотребнадзора проведена внеплановая выездная проверка МДОУ «Детский сад «Елочка» п. Тимшер в связи с истечением сроков выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой был выявлен ряд нарушений санитарного законодательства. По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. В части, касающегося предъявленного иска, выявлены следующие нарушения: 1) В нарушение п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки не установлен теневой навес; 2) В нарушение п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 не заменена внутренняя отделка стен помещений (приемные, групповые, спальни, медкабинет) на отделку, допускающую уборку влажным способом и проведение дезинфекцию. Внутренняя отделка стен помещений (приемные, групповые, спальни, медкабинет) не допускает уборку влажным способом и проведение дезинфекции, окрашены водоэмульсионной краской; 3) В нарушение п. 6.18.2, 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 в туалетных помещениях не установлены дополнительно умывальные раковины для детей, отсутствуют умывальные раковины для персонала. Во всех туалетных в 1-й младшей на 10 детей, 2-й младше-средней на 15 детей, старше-подготовительной группе на 20 детей установлено по 1-ой раковине; 4) В нарушение п. 9.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 здания корпуса № 1, корпуса № 2 не оборудованы внутренней канализацией; 5) В нарушение п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10 отсутствует подводка горячей и холодной воды в буфетные, туалетные для детей, помещения медицинского назначения, отсутствует подводка горячей воды в производственный цех пищеблока. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно ст. 28 Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В силу ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. На период проведения надзорным органом проверки МДОУ «Детский сад «Елочка» <адрес> действовали СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ». Согласно п. 2.1.12 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ» для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м2. Пункт 2.3.1 определяет, что стены помещений ДОУ должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Их окрашивают красками или используют иные отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение. Согласно п. 2.2.17. туалетная для групп ясельного возраста оборудуется в одном помещении, где устанавливаются: 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальная раковина для персонала, шкаф для горшков и слив для их обработки, детская ванна, хозяйственный шкаф. В младшей дошкольной группе устанавливают 4 детских раковины и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза, 1 полотенцесушитель. В старшей и подготовительной группах - 4 детских и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза, 1 полотенцесушитель. При отсутствии комнаты для персонала с санузлом, на площади детской туалетной следует предусматривать отдельную закрытую санитарную кабину для персонала. В соответствии с пунктами 2.7.5 и 2.7.6 в неканализованных районах ДОУ оборудуют внутренней канализацией при условии устройства местного выгреба, с последующим вывозом стоков на очистные сооружения, или устройством местных очистных сооружений. Подводкой горячей и холодной воды обеспечивают кухню, буфетные, туалетные для детей и персонала, прачечные (постирочные), изолятор и другие помещения медицинского назначения, умывальники и водоразборные краны для хозяйственных нужд, с устройством кранов - смесителей. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10» с 01 октября 2010 г. утверждены СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях». С момента введения в действие СанПиН 2.4.1.2660-10 утратили силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03. Согласно п. 1.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Из содержания п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 следует, что для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 стены помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья детей. В силу п.п. 6.18.2 и 6.18.3. СанПиН 2.4.1.2660-10 в туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем, 4 детских унитаза. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. В силу п.п. 9.4 и 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10 в неканализованных районах здания дошкольных организаций оборудуют внутренней канализацией, при условии устройства выгребов или локальных очистных сооружений. Подводкой горячей и холодной воды обеспечивают помещения пищеблока, буфетных, туалетов для детей и персонала, постирочных, бассейна, медицинского назначения. Умывальники, моечные ванны, душевые установки и водоразборные краны для хозяйственных нужд обеспечивают смесителями. На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (часть 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона). Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано, в том числе, муниципальным образованием (муниципальное учреждение). В силу положений Устава МДОУ «Детский сад «Елочка» <адрес> является юридическим лицом. Предметом деятельности учреждения является воспитание и обучение детей с 2 месяцев (при наличии условий) до 7 лет. Его учредителем является администрация МР «Усть-Куломский». Собственником имущества учреждения является МО МР «Усть-Куломский». Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. К полномочиям учредителя относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений учреждения. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества. Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в пределах имеющихся финансовых средств, выделенных по нормативу. МДОУ «Детский сад «Елочка» <адрес> подведомственна Управлению образования администрации МР «Усть-Куломский». Функции и полномочия учредителя в части формирования муниципального задания, перечисления субсидий и контроля за его выполнением, составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и контроля за его выполнением осуществляет Управление образования администрации МР «Усть-Куломский». Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечение содержания зданий и сооружений МОУ. В соответствии с Положением об Управлении образования администрации МР «Усть-Куломский», Управление является структурным подразделением АМР «Усть-Куломский», являясь при этом, самостоятельным юридическим лицом, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области образования на территории района. К основным функциям Управления отнесены размещение заказов (выступает муниципальным заказчиком) и заключение контрактов и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (размещение муниципального заказа в пределах выделенных бюджетных средств). Именно Управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета МО МР «Усть-Куломский» в части средств, предусмотренных на содержание подведомственных муниципальных образовательных учреждений. Управление обязано контролировать создание надлежащих санитарно-гигиенических условий в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях, а также контролировать соблюдение требований охраны здоровья детей, принимать меры по устранению в них нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе в области санитарно – эпидемиологического законодательства. Выполнение требований предписания надзорного органа и устранение нарушений санитарного законодательства, потребуют финансовых затрат из бюджета. Для устранения нарушений потребуется и заключение соответствующих договоров на выполнение работ. Исследованные судом доказательства позволяют суду признать заявленные требования подлежащими удовлетворению. Факты нарушений санитарного законодательства в МДОУ и их не устранение на момент рассмотрения дела, нашли свое подтверждение. Таким образом, обязанность исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства РФ лежит на юридическом лице, которому такое предписание внесено, т.е. на МДОУ «Детский сад «Елочка» <адрес>. Обязанность же по соблюдению требований санитарного законодательства, по устранению допущенных нарушений, по обеспечению и созданию надлежащих санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении лежит как на МДОУ, так и Управлении образования администрации МР «Усть-Куломский». Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к МДОУ «Детский сад «Елочка» и Управлению образования администрации МР «Усть-Куломский» о совершении определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнении предписания государственного органа, удовлетворить. Обязать МДОУ «Детский сад «Елочка» <адрес> исполнить предписание № от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства Российской Федерации. Обязать МДОУ «Детский сад «Елочка» <адрес> и Управление образования администрации МР «Усть-Куломский» устранить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - на территории каждой групповой площадки установить теневой навес; - заменить внутреннюю отделку стен помещений в корпусах № 1 и № 2 (приемные, групповые, спальни, медкабинет) на отделку, допускающую уборку влажным способом и проведение дезинфекции; - в туалетных помещениях корпусов № 1 и № 2 дополнительно установить умывальне раковины для детей, установить умывальные раковины для персонала в соответствии с нормами, правилами и требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; - обеспечить подводкой горячей и холодной воды буфетные в корпусах № 1 и № 2, туалетные для детей в корпусах № 1 и № 2, помещение медицинского назначения; - обеспечить подводкой горячей воды производственный цех пищеблока. В срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать внутреннюю канализацию в корпусах № 1 и 2 детского зада. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий