Дело № 2 - 74/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Усть-Кулом 01 марта 2012 года Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Ерчина Ю.Н., при секретаре Федоровой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к МОУ «Тимшерская средняя общеобразовательная школа» и Управлению образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» об обязательстве исполнения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, установил: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе (далее – территориальный отдел Роспотребнадзора) на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» обратился в суд к муниципальному образовательному учреждению «Тимшерская средняя общеобразовательная школа» и Управлению образованием администрации муниципального района «Усть-Куломский» об обязательстве исполнить в части пяти пунктов предписание № от 23.09.2010 по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 15.08.2012. В обоснование иска указано, что по результатам плановой выездной, проведенной на основании распоряжения № от 06.08.2010 образовательному учреждению выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства № от 23.09.2010. В связи с истечением сроков выполнения предписания проведена проверка исполнения предписания и составлен акт № от 19.08.2011, согласно которому 5 пунктов предписания не выполнены в установленный предписанием срок до 01.08.2011. В судебном заседании представитель территориального отдела Роспотребнадзора Савельева Л.Ю. настаивала на удовлетворении требований, уточнив их в части того, что в п.4 требования устранения нарушений следует считать нормативный документ СанПин 2.4.2.2821-10 п. 5.8. Кроме того с учетом проблемности финансирования просила установить срок исполнения до 15.08.2013. Представитель ответчика директор МОУ «Тимшерская СОШ» Паршукова Н.А. в целом с требованиями истца согласилась, при этом указала, что ею предпринимались меры для устранения нарушений, однако по причине отсутствия финансовых средств устранить нарушения в полном объеме не представляется возможным. Представитель ответчика - Управления образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» Лебедева О.В. /по доверенности от 01.03.2012/ с указанными в иске требованиями в ходе рассмотрения дела согласилась, при этом указала о наличии большого объема работ и отсутствии достаточных финансовых средств на устранение нарушений. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению. По результатам плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения № от 06.08.2010 МОУ «Тимшерская СОШ» выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства № от 23.09.2010. В последующем на основании распоряжения № от 05.08.2011 начальника территориального отдела Роспотребнадзора проведена внеплановая выездная проверка МОУ «Тимшерская СОШ» в связи с истечением сроков выполнения предписания № от 05.08.2011, в ходе которой был выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. По результатам проверки составлен акт № от 19.08.2011 о выявлении фактов невыполнения предписания органа государственного контроля (надзора) от 23.09.2010 №, а именно: 1) ремонт полов в школе не проведен, имеются щели в коридорах, спортивном зале, учебной мастерской обеденном зале, что является нарушением п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; 2) в нарушение п. 8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 не обеспечены холодным и горячим водоснабжением медицинский кабинет, учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, мастерские трудового обучения (обеспечена холодным водоснабжением только мастерская трудового обучения); 3) не оборудована отдельная моечная для обработки кухонной посуды с подводкой горячей и холодной воды, что является нарушением п. 5.4. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; 4) лаборатория химии на оборудована вытяжными шкафами возле стола преподавателя, что является нарушением п. 5.8. СанПиН 2.4.5.2409-08; 5) для сбора твердых и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны отсутствуют раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием, что является нарушением п. 2.12. СанПиН 2.4.5.2409-08. Действия должностного лица по проведению проверок и вынесения соответствующего предписания об устранении нарушений санитарных правил соответствуют положениям Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, утвержденного приказом от 19.20.2007 №658 Минздравсоцразвития Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28 вышеуказанного закона). В силу ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. Из содержания действовавших на момент проведения надзорным органом плановой проверки СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (утративших силу с 01.09.2011 в связи с изданием постановления главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10) следовало, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность. Они определяют санитарно-гигиенические требования к размещению учреждения, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, режиму образовательного процесса, санитарному состоянию, организации питания обучающихся общеобразовательного учреждения. Вступившие в законную силу с 01.09.2011 и регулирующие указанные правоотношения в настоящее время СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждены постановлением главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 также направлены на охрану здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, соблюдению санитарных правил, санитарному состоянию. Правила распространяются на действующие общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и являются обязательными для исполнения. Санитарно-эпидемиологические требования прежних и ныне действующих СанПиН, в части выявленных надзорным органом нарушений санитарного законодательства, аналогичны по содержанию. Согласно п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений. Пункт п.5.8. предусматривает оборудование кабинета химии и лаборантская вытяжными шкафами. Пункт 8.1. предусматривает, что здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях. В соответствии с п. 2.12.СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» для сбора твердых бытовых и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны следует предусматривать раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Расстояние от площадки до окон и входов в столовую, а также других зданий, сооружений, спортивных площадок должно быть не менее 25 метров. Пункт 5.4. предусматривает, что мытье кухонной посуды должно быть предусмотрено отдельно от столовой посуды. В силу положений Устава МОУ «Тимшерская СОШ» является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в муниципальной собственности на праве оперативного управления. Его учредителем является администрация МР «Усть-Куломский», которая в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет за школой в целях обеспечения её уставной деятельности, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. Такое имущество является муниципальной собственностью. Деятельность школы финансируется её учредителем в соответствии с договором между ними. Финансовое обеспечение школы осуществляется на основе государственных, ведомственных и местных нормативов. Школа самостоятельно распоряжается денежными средствами. Обязанностью учредителя является осуществлять финансовое обеспечение школы. МОУ «Тимшерская СОШ» подведомственна Управлению образования администрации МР «Усть-Куломский». Функции и полномочия учредителя в части формирования муниципального задания, перечисления субсидий, составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и контроля за его выполнением осуществляет Управление образования администрации МР «Усть-Куломский». Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечение содержания зданий и сооружений МОУ. В соответствии с Положением об Управлении образования администрации МР «Усть-Куломский», Управление является структурным подразделением АМР «Усть-Куломский», являясь при этом, самостоятельным юридическим лицом, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области образования на территории района. К основным функциям Управления отнесены размещение заказов (выступает муниципальным заказчиком) и заключение контрактов и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (размещение муниципального заказа в пределах выделенных бюджетных средств). Именно Управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета МО МР «Усть-Куломский» в части средств, предусмотренных на содержание подведомственных муниципальных образовательных учреждений. Управление обязано контролировать создание надлежащих санитарно-гигиенических условий в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях, а также контролировать соблюдение требований охраны здоровья детей, принимать меры по устранению в них нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе в области санитарно – эпидемиологического законодательства. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку приведенные истцом нарушения санитарного законодательства в МОУ «Тимшерская СОШ» подтверждаются исследованными доказательствами. Рассматриваемые нарушения содержатся в предписании № от 23.09.2010 надзорного органа, которое внесено непосредственно юридическому лицу - МОУ «Тимшерская СОШ». Вместе с тем, исходя из обязанностей ответчиков /Уставные документы/ в части совершения определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства, выполнение их необходимо возложить в равной степени ответственности на МОУ «Тимшерская СОШ» и Управление образования АМР «Усть-Куломский». С учетом специфики бюджетного финансирования учреждений заявленный представителем истца срок исполнения возложенных обязательств на ответчиков до 15 августа 2013 года является разумным и достаточным. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе удовлетворить в полном объеме. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Тимшерская средняя общеобразовательная школа» и Управление образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» устранить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, указанных в предписании № от 23.09.2010 начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе, а именно в срок до 15 августа 2013 года: - провести ремонт полов в школе коридорах, спортивном зале, учебной мастерской обеденном зале школы; - обеспечить холодным и горячим водоснабжением медицинский кабинет, учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, мастерские трудового обучения; - оборудовать отдельную моечную для обработки кухонной посуды с подводкой горячей и холодной воды; - оборудовать лабораторию химии вытяжными шкафами возле стола преподавателя; - для сбора твердых и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны установить на площадках с твердым покрытием раздельные контейнеры с крышками. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий – подпись. В окончательной форме решение составлено 05.03.2012. Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин