Дело № 2 - 86/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Фоминой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 05 марта 2012 года гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к администрации сельского поселения «Руч» о совершении определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства Российской Федерации и исполнении предписания государственного органа, установил: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе (далее – отдел Роспотребнадзора) на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» обратился в суд к ответчику с указанным иском. В обоснование иска указано, что в результате проведенной отделом Роспотребнадзора с 04 по 12 мая 2011 плановой проверки администрации СП «Руч» установлено наличие на балансе артезианской скважины № 54-э, при эксплуатации которой нарушены требования СанПиН 2.1.4.1110-02. Основная часть населения питается водой нецентрализованных источников водоснабжения - колодцев, санитарно-техническое состояние которых крайне неудовлетворительное, качество воды в ней не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02. Юридическому лицу внесено предписание от 16.05.2011 № 21, пункт 2 которого не исполнен. Нарушение санитарных правил создает угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. В судебном заседании представитель территориального отдела Роспотребнадзора Савельева Л.Ю. заявленные требования поддержала, уточнила требования в части сроков устранения нарушений до 01 октября 2012 года и просила их удовлетворить. Администрация сельского поселения «Руч», извещенная надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла. Телефонограммой главы СП «Руч» М.Г. Вологжанина сообщено о признании иска. Меры по устранению нарушений санитарного законодательства и выполнения предписания принимаются. Скважина № 54-Э состоит на балансе администрации поселения с 1993 г., построена в 1969г., эксплуатируется и обслуживается администрацией поселения. Заслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. В судебном заседании установлено, что в период с 04.05.2011 по 12.05.2011 территориальным отделом Роспотребнадзора на основании распоряжения № от 12.04.2011 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации СП «Руч». По итогам проверки выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно питьевая вода, подаваемая населению из скважины № 54-Э с. Руч, а также питьевая вода в колодце по ул. Центральной в с. Руч не имеет стабильности по микробиологическим показателям. Согласно экспертному заключению от 10.05.2011 ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми в Усть-Куломском районе» образцы воды из подземных источников нецентрализованного водоснабжения (скважины № 54-Э, колодца) по исследованным микробиологическим показателям не соответствуют гигиеническим требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». По результатам исследований, отраженных в протоколах лабораторных исследований № и № от 06.05.2011, в исследованных образцах воды обнаружены общие колиморфные бактерии. По итогам проверки администрации СП «Руч» внесено предписание № 21 от 16.05.2011 об устранении нарушений санитарного законодательства. Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; - обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг; - осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг. В соответствии со статьей 18 Федерального закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. В силу статьи 19 указанного Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды таких систем санитарно – эпидемиологическим требованиям. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (часть 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона). Санитарные правила и нормативы 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. Указанные правила являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. Согласно пунктам 1.3 и 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования. По своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил. Пунктами 6.1 и 6.2. СанПиН 2.1.4.1175-02 предусмотрено, что контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями. С целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям В силу пунктов 6.5 и 6.6 СанПиН 2.1.4.1175-02, если при контроле качества воды в скважине, колодце отмечено превышение микробиологических и (или) химических показателей по сравнению с нормативами таблицы п. 4.1, следует выполнить повторный отбор проб воды и провести дополнительные исследования в объеме микробиологических и (или) химических показателей. Стойкое ухудшение качества воды по микробиологическим и (или) химическим показателям в ряде повторно отобранных проб требует установления его причины и устранения. На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения. Согласно положениям Устава МО СП «Руч» к полномочиям администрации поселения относятся вопросы местного значения, которые не отнесены законодательством и Уставом к полномочиям иных органов местного самоуправления. Согласно статье 9 Устава к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения. Расходы на обеспечение деятельности администрации поселения осуществляются за счет средств бюджета поселения. Согласно Положению об администрации СП «Руч» администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО СП «Руч», одной из основных задач деятельности которой является создание необходимых условий для жизнеобеспечения населения. По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми сведения о наличии за администрацией СП «Руч» каких-либо зарегистрированных прав на объекты недвижимости отсутствуют. Вместе с тем, согласно сведениям администрации СП «Руч» от 28.02.2012 № 87 скважина № 54-Э состоит на балансе администрации с 1993 года (инвентарный номер 010.1.0008), год бурения - 1969. Также администрацией СП «Руч» представлен «Список колодцев коллективного (общего) пользования на территории СП «Руч» в количестве 16 единиц, в число которых входит и вышеуказанная скважина № 54-Э. Таким образом, скважина 54-Э и другие источники (колодцы) согласно представленному ответчиком списка являются нецентрализованными источниками водоснабжения, использующимися для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения села Руч и производственных объектов. Эксплуатацию указанных нецентрализованных систем водоснабжения, в силу вышеуказанных нормативных положений, обязана осуществлять администрация СП «Руч», на которой и лежит обязанность обеспечить соответствие качества питьевой воды таких систем санитарно – эпидемиологическим требованиям. Исследованные судом доказательства позволяют суду признать заявленные требования подлежащими удовлетворению. Факты нарушений санитарного законодательства администрацией СП «Руч» и их не устранение на момент рассмотрения дела, нашли свое подтверждение. Ответчиком в судебное заседание представлен перечень мероприятий, который выполнен органом местного самоуправления с целью устранения нарушений. Однако представитель надзорного органа их объем находит недостаточным, работу необходимо продолжить. Поскольку предписание № 21 от 16.05.2011 надзорным органом внесено непосредственно юридическому лицу – администрации СП «Руч», оно и является ответственным за его исполнение. Срок для устранения нарушений санитарного законодательства до 01 октября 2012 года суд находит разумным и достаточным для проведения необходимого комплекса мероприятий. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд решил: Иск территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к администрации сельского поселения «Руч» о совершении определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства Российской Федерации и исполнении предписания государственного органа удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения «Руч» исполнить пункт 2 предписания № 21 от 16 мая 2011 года начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства Российской Федерации. Обязать администрацию сельского поселения «Руч» устранить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, а именно в срок до 01 октября 2012 года включительно обеспечить на территории населенного пункта Руч сельского поселения «Руч» соответствие качества питьевой воды, подаваемой из источников нецентрализованных систем водоснабжения, санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий