Дело № 2 - 118/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Решетиной О.Н., с участием прокурора Скворцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 27 марта 2012 года гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района к администрации сельского поселения «Кебанъёль» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, установил: Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд к администрации СП «Кебанъёль» с иском о признании бездействия в части не обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления СП «Кебанъёль» в сети «Интернет» незаконным и возложении обязанности в срок до 01.06.2012 в пределах и способах, определенных федеральным законодательством, регламентировать порядок определения перечней информации о деятельности органов местного самоуправления СП «Кебанъёль», размещаемой в сети «Интернет» и возложении обязанности обеспечить размещение информации о деятельности органов местного самоуправления СП «Кебанъёль» в сети «Интернет». В обоснование иска прокурор указал, что в результате проведенной проверки исполнения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в деятельности администрации СП «Кебанъёль» выявлены нарушения, а именно не приняты муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения перечней информации, размещаемой в сети «Интернет» о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения «Кебанъёль». Предусмотренная законодательством информация о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения «Кебанъёль» в сети «Интернет» не размещается. В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования уточнил в части срока выполнения обязанности до 01 августа 2012 г., в остальном требования поддержал. Представитель администрации сельского поселения «Кебанъёль» по доверенности Воробьева С.В. исковые требования признала в полном объеме. Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, администрация МР «Усть-Куломский», извещенное надлежащим образом о дате и месте рассмотрения, участия в судебном заседании не приняло, представителя не направило. Заслушав доводы стороны, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Статьей 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ декларировано право физических и юридических лица получения любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. При этом государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Статья 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ устанавливает способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, одним из которых является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет". Статьей 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте муниципального района. Перечень информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети «Интернет» определен частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона. Состав информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети "Интернет", определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 13 Федерального закона). В силу частей 7 и 8 статьи 14 указанного Федерального закона Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, указанных в части 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации. В силу статей 14, 35, 37 и 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение указанных перечней и обеспечение размещения в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования относится к компетенции исполнительного органа муниципального образования. В соответствии с Уставом МО СП «Кебанъёль» и Положением об администрации СП «Кебанъёль» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования СП «Кебанъёль» является администрация СП «Кебанъёль». Согласно информации Коми филиала ОАО «Ростелеком» № КМФ-02-04-02-56/1924 от 14.03.2012 администрация сельского поселения «Кебанъёль» обеспечена доступом в сеть «Интернет» с 19.02.2009. Однако администрацией сельского поселения «Кебанъёль» официальный сайт в сети «Интернет» не создан, сведений о принятии решения по информационным системам и утверждении перечня информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», в суд не представлено. В письме № 153 от 24.01.2012 главы сельского поселения «Кебанъёль» подтверждается, что официального сайта сельского поселения в сети «Интернет» нет. Вся информация размещается на сайте администрации МР «Усть-Куломский». Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок предоставления информации о деятельности органа местного самоуправления, в том числе в сети «Интернет», не разработаны. Согласно письму главы муниципального района – руководителя администрации МР «Усть-Куломский» Шатохина Д.А. № 01-36/1017 от 15.03.2012 информация по сельскому поселению «Кебанъёль» действительно размещена на сайте муниципального района «Усть-Куломский». Письмо содержит список информации по сельскому поселению «Кебанъёль», размещенной на сайте муниципального района «Усть-Куломский». Однако перечень размещенной информации не отражает в полном объеме требования законодательства Российской Федерации, предъявляемые к перечню информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети «Интернет» в соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона № 8-ФЗ, что влечет нарушение прав населения на открытость и доступность, свободу поиска, а также получение информации о деятельности органа местного самоуправления. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Исследованные судом доказательства, позволяют суду признать исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора Усть-Куломского района к администрации сельского поселения «Кебанъёль» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить. Признать бездействие администрации сельского поселения «Кебанъёль» в части не обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения «Кебанъёль» в сети «Интернет» незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Кебанъёль» в срок до 01 августа 2012 года регламентировать порядок определения перечней информации, размещаемой в сети «Интернет» о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения «Кебанъёль», в соответствии с нормами действующего законодательства. Обязать администрацию сельского поселения «Кебанъёль» в срок до 01 августа 2012 года обеспечить размещение информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения «Кебанъёль» в сети «Интернет», в соответствии с нормами действующего законодательства. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – апелляционное представление, в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий