Решение суда об отмене итогов голосования по избирательным участкам, признании протокола ТИК Усть-Куломского района Республики Коми об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва от 04.12.2011 недействительным.



Дело № 2 - 125/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Фоминой Т.В.,

с участием прокурора Скворцова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 23 марта 2012 года дело по заявлению Шулепова В.И. к территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района Республики Коми об отмене итогов голосования от 04 декабря 2011 года по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва по избирательным участкам № 526 и № 530 Усть-Куломского района Республики Коми и признании протокола территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района Республики Коми об итогах голосования от 04 декабря 2011 года по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва недействительным,

установил:

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, включенный в зарегистрированный федеральный список кандидатов политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Шулепов В.И. обратился в суд к территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района Республики Коми с указанным заявлением.

В обоснование заявления указано, что по окончании подведения итогов голосования от 04 декабря 2012 года по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва на избирательных участках № 526 и № 530 Усть-Куломского района Республики Коми наблюдателям от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» были выданы заверенные копии протоколов об итогах голосования на каждом из указанных избирательных участков, которые в нарушение действующего законодательства не были подписаны всеми членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, включая председателей обеих комиссий. Допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей и установить реальное соотношение политических предпочтений граждан как на избирательных участках № 526 и № 530, так и по всему Усть-Куломскому району, что нарушает свободу выборов и право избирать и быть выбранными.

Заявитель Шулепов В.И., извещенный надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, представителя не направил.

Председатель территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района Республики Коми Холопова Г.И. заявленные требования не признала, утверждая, что выданные наблюдателям копии протоколов участковых избирательных комиссий являются рукописными копиями оригиналов протоколов. Копии по своему содержанию аналогичны оригиналам. Положения закона не содержат требования о необходимости заверять копии протокола всеми членами избирательной комиссии, поэтому копии протокола подписаны двумя членами комиссии. Оригиналы протоколов участковых комиссий, а также составленный на их основе протокол территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района полностью соответствуют требованиям закона. В удовлетворении заявления просит отказать, поскольку для этого нет законных оснований.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей – председатель участковой избирательной комиссии № 530 <адрес> ФИО1 и председатель участковой избирательной комиссии № 526 <адрес> ФИО2 полностью подтвердили доводы председателя территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района.

Заслушав доводы и объяснения председателя территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела и доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему мнению.

Согласно статье 92 указанного Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», то после установления итогов голосования и определения результатов выборов депутатов Государственной Думы вышестоящей избирательной комиссией, решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии и (или) сводную таблицу. Суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, а в случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования недействительными.

В силу пункта 5 статьи 92 указанного Федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы помимо оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, также в случаях нарушения порядка составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, незаконного отказа в регистрации федерального списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, установления судом других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена судом решения о результатах выборов депутатов Государственной Думы в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет за собой признание результатов выборов недействительными (пункт 6 статьи 92 Федерального закона).

Фактически аналогичные по содержанию нормы закреплены в статье 77 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающей конкретные основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, каковы также могут быть случаи нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования и о результатах выборов являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б, в, г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва на 04 декабря 2011 года были назначены Указом Президента Российской Федерации от 29.08.2011 № 1124.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района от 08.11.2011 сформирована участковая избирательная комиссия <данные изъяты> избирательного участка № 530 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в количестве 6 членов с правом решающего голоса. Председателем участковой избирательной комиссии <данные изъяты> избирательного участка N 530 назначена ФИО1.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района от 08.11.2011 сформирована участковая избирательная комиссия <данные изъяты> избирательного участка № 526 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в количестве 6 членов с правом решающего голоса. Председателем участковой избирательной комиссии <данные изъяты> избирательного участка N 526 назначена ФИО2.

По итогам прошедших 04 декабря 2011 года выборов на избирательных участках № 530 и № 526 участковыми избирательными комиссиями в соответствии с частью 23 статьи 78 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ составлены оригиналы протоколов в количестве двух экземпляров (экземпляр № 1 и № 2), подписанные всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проставлены дата и время (часы и минуты) его подписания, после чего были составлены рукописные копии оригиналов протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования для их передачи наблюдателям и иным заинтересованным лицам.

Согласно реестру регистрации выдачи заверенных копий протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, составленном на избирательном участке № 530, копию протокола от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» получила ее наблюдатель ФИО3. Копия протокола была заверена заместителем председателя комиссии ФИО4 и членом комиссии ФИО5 с проставлением их подписей и указанием своих фамилии и инициалов, на копии проставлена запись «копия верна», дата и время заверения копии, проставлена печать соответствующей комиссии.

Согласно реестру регистрации выдачи заверенных копий протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, составленном на избирательном участке № 526, копию протокола от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» получила ее наблюдатель ФИО6. Копия протокола была заверена заместителем председателя комиссии ФИО7 и членом комиссии ФИО8 с проставлением их подписей и указанием своих фамилии и инициалов, на копии проставлена запись «копия верна», дата и время заверения копии, проставлена печать соответствующей комиссии.

В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем или заместителем председателя или секретарем комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.

Исследованные судом документы позволяют достоверно убедиться в том, что представленные в суд заявителем Шулеповым В.И. копии протокола участковых избирательных комиссий об итогах голосования являются рукописно составленными копиями оригиналов протоколов с отражением в нем необходимых сведений (цифр). Действующее законодательство не содержит требований или условий, обязывающих участковую избирательную комиссию на копиях проставлять подписи всех членов комиссии. Проставленные в копиях протоколов подписи членов комиссий указывают на надлежащее их заверение и не свидетельствуют об отсутствии таких подписей на оригиналах протоколов. Исследованные судом оригиналы протоколов указанных участковых избирательных комиссий об итогах голосования (экземпляры № 2 из территориальной избирательной комиссии) содержат все необходимые реквизиты, в т.ч. подписи всех членов комиссии. Сравнительное изучение представленных заявителем копий протоколов с их оригиналами (по экземплярам № 2) показывает, что все записи на копиях соответствуют записям на оригиналах, расхождений не установлено.

Сведения, содержащиеся во вторых экземплярах протоколов избирательных участков № 526 и № 530, нашли свое отражение в протоколе территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории Усть-Куломского района Республики Коми, и полностью совпадают с экземпляром № 2 сводной таблицы территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории Усть-Куломского района Республики Коми.

Требования, предъявляемые к протоколу территориальной избирательной комиссии, предусмотренные статьей 80 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ, соблюдены.

Частью 8 статьи 80 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» основанием для признания протокола территориальной избирательной комиссии недействительным является подписание протокола с нарушением определенного порядка. Однако исследованные судом документы позволяют сделать вывод об отсутствии таких нарушений, доказательств обратному суду не предоставлено, не добыто таковых и судом.

Таким образом, заявителем не приведено доказательств нарушения ответчиком положений Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» как в части требований, предъявляемых к оформлению протокола территориальной избирательной комиссии, так и в части иных требований к процедуре выборов, позволявших бы отменить итоги голосования от 04 декабря 2011 года по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва по избирательным участкам № 526 и № 530 Усть-Куломского района Республики Коми. Оформленные избирательными комиссиями в связи с проведенными выборами документы, в том числе протоколы избирательных комиссий, позволяют выявить действительную волю избирателей, а потому оснований для удовлетворения заявления, не имеется.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199 и 259-261 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении заявления Шулепова В.И. к территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района Республики Коми об отмене итогов голосования от 04 декабря 2011 года по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва по избирательным участкам № 526 и № 530 Усть-Куломского района Республики Коми и признании протокола территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района Республики Коми об итогах голосования от 04 декабря 2011 года по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва недействительным- отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – апелляционное представление, в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий