Дело № 2-247/2012 Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Першиной Л.И., с участием прокурора Скворцова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 05 июля 2012 года гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Помоздино» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению определенных действий по соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводству лесов, установил: Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ответчику о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, и о возложении на ответчика обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести лесоустройство, поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении указанных категорий лесов, организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом. Участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал, утверждая, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения. Права в отношении объектов лесного фонда и земель поселения, на которых расположены леса поселения, подлежат четкой правовой регламентации с соответствующей регистрацией прав в государственных органах и учреждениях. Однако ответчиком требования законодательства не выполняются. Такое бездействие просит признать незаконным, и обязать совершить определенные действия, направленные на соблюдение лесного законодательства. В судебном заседании глава сельского поселения «Помоздино» - руководитель администрации ФИО1 исковые требования признал в части. Полагает, что лесоустройство и иные указанные в исковом заявлении мероприятия обязана проводить не администрация сельского поселения, а администрация МР «Усть-Куломский», поскольку сельские поселения не могут иметь в собственности как муниципальное имущество леса, а значит и земли, на которых они расположены. Представитель третьих лиц Комитета лесов Республики Коми и ГКУ РК «Помоздинское лесничество» ФИО2 исковые требования полностью поддержал. Заслушав объяснения и доводы сторон, представителя третьих лиц, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды определены, в том числе, земли и леса. В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, а каким в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ отнесены земли населенных пунктов. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным и лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Статьей 102 Лесного кодекса РФ городские леса отнесены к защитным лесам. Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса. Статьей 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, отнесены владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Статьей 98 Лесного кодекса РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Федеральное агентство лесного хозяйства. Статья 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка определяет лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Если лесничества, лесопарки расположены на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, то лесохозяйственный регламент утверждается органами местного самоуправления, составляется на срок до десяти лет. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка. Порядок проведения лесоустройства определены статьей 67 Лесного кодекса РФ и положениями Лесоустроительной инструкции, утв. Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливающими правила проведения лесоустроительных работ, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Пункт 3 Лесоустроительной инструкции включает в лесоустройство проектирование лесничеств и лесопарков, закрепление на местности местоположение границ лесничеств, лесопарков, защитных лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Согласно статье 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. Приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 04.04.2012 № 126 утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений. Статьей 91 Лесного кодекса РФ предусмотрено ведение уполномоченным органом исполнительной власти государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства. В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Системный анализ положений статей 1, 7 и 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» позволяет суду сделать вывод о том, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления. Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 93 Лесного кодекса РФ). Согласно статье 14 п. 19, статьям 34 и 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и руководит которой глава местной администрации на принципах единоначалия. Из пунктов 19 и 32 статьи 9 Устава муниципального образования сельского поселения «Помоздино» следует, что к вопросам местного значения сельского поселения отнесены организация благоустройства и озеленение территории поселения, осуществление мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля. По информации Комитета лесов Республики Коми все муниципальные образования, у которых запрошены сведения для ведения государственного лесного реестра, не представили информации для внесения в государственный лесной реестр по причине отсутствия материалов лесоустройства и установленных прав собственности на леса, расположенные на землях населенных пунктов. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ филиала «Рослесинфорг» «Центрлеспроекта» по Республике Коми в границах сельских поселений Усть-Куломского района расположены лесные насаждения. Границы, площадь, таксационные характеристики лесных насаждений могут быть определены при проведении лесоустроительных работ. Государственное казенное учреждение РК «Помоздинское лесничество» сведений о наличии земель лесного фонда в МО СП «Помоздино» не предоставило. Согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ № из Единого государственного реестра прав, представленной Управлением Росреестра по Республике Коми, сведения о зарегистрированных правах на объекты лесного фонда муниципального образования сельского поселения «Помоздино», отсутствуют. По информации Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республики Коми (информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) сведения о землях лесного фонда, принадлежащих МО СП «Помоздино», отсутствуют. Таким образом, администрацией сельского поселения «Помоздино» до настоящего времени не произведена государственная регистрация права собственности на объекты лесного фонда муниципального образования; не поставлены на кадастровый учет земли лесного фонда муниципального образования, не установлены их конкретное местоположение и границы; не разработан и не утвержден лесохозяйственный регламент лесничеств и лесопарков; не осуществляется ведение государственного реестра указанных объектов в пределах предоставленных полномочий; не организован муниципальный лесной контроль лесных участков. Доводы ответчика о том, что лесоустройство и иные указанные в исковом заявлении мероприятия обязана проводить не администрация сельского поселения, а администрация МР «Усть-Куломский», поскольку сельские поселения не могут иметь в собственности как муниципальное имущество леса, а значит и земли, на которых они расположены, суд находит несостоятельными. Вышеуказанные нормы лесного законодательства не исключают владение, пользование и распоряжение сельскими поселениями лесными участками, которые могут находиться в муниципальной собственности. Лесным кодексом РФ, указанными федеральными законами и подзаконными актами регламентированы полномочия сельских поселений в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов, а также городских (защитных) лесов, в том числе осуществление на территории сельского поселения муниципального лесного контроля. Все запрашиваемые прокурором мероприятия отнесены к полномочиям органов поселения и не исключают их проведения ответчиком. В силу статей 37 и 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, за что несут соответствующую ответственность. Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом, лесохозяйственным регламентом лесничеств и лесопарков, проектом освоения лесов. Подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ). Согласно пунктам 3 и 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Указанные меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами местного самоуправления в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований. Обеспечение мер пожарной безопасности в лесах является исключительно актуальным, поскольку Постановлением Правительства Республики Коми от 28.04.2012 № 183 на всей территории Республики Коми введен особый противопожарный режим, в связи с чем, органам местного самоуправления рекомендовано провести определенные мероприятия. Невыполнение администрацией сельского поселения «Помоздино» обязанностей, возложенных на нее вышеуказанными нормами законодательства, нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, создает реальную угрозу потери леса, как природного ресурса и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального лесного контроля, обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах. По мнению суда, прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации, и качестве лица, участвующего в деле, пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона. Таким образом, обращаясь в суд с заявлением к администрации сельского поселения о понуждении к совершению определенных действий и обязании устранить нарушения законодательства, прокурор действует в защиту государственных интересов Российской Федерации и гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством. При указанных обстоятельствах суд признает бездействие администрации сельского поселения «Помоздино» незаконным, и находит необходимым возложить на ответчика обязанность по исполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по проведению лесоустройства, постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены муниципальные леса, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении указанных категорий лесов, организации осуществлению мер пожарной безопасности в лесах в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом. С учетом обстоятельств дела, запрашиваемый прокурором срок выполнения указанных мероприятий суд находит разумным и достаточным для их выполнения, в связи с чем, ответчику следует установить срок для исполнения решения суда, в соответствии со статьей 206 ГПК РФ, до ДД.ММ.ГГГГ. На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Помоздино» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению определенных действий по соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводству лесов, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Помоздино», выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Обязать администрацию сельского поселения «Помоздино» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие действия: - провести лесоустройство; - поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса; - разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении указанных категорий лесов; - организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом. На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий