Решение суда о возложении обязанности совершить определенные действия.



Дело № 2 -279/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Г.Б. Логиновой,

при секретаре Коняевой Т.В.,

с участием помощника прокурора Усть-Куломского района Москалева П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 12 июля 2012 года гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района к ОМВД России по Усть-Куломскому району о признании бездействия ОМВД России по Усть-Куломскому району незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД России по Усть-Куломскому району с иском о признании бездействия ОМВД России по Усть-Куломскому району незаконным и об обязании принять меры по приведению Изолятора Временного Содержания (далее ИВС) ОМВД России по Усть-Куломскому району в соответствии с правилами пожарной безопасности, а именно: привести документацию, подтверждающую исправность электрических сетей (технический отчет, акты (протоколы) замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования) в соответствие правилам пожарной безопасности; издать приказ, определяющий порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа; ввести журнал учета мероприятий по контролю, содержащий сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, о должностных лицах осуществляющих мероприятия по контролю и его подпись статья 9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора); оборудовать камеры устройствами тепловой защиты при использовании электрических кипятильников.

В обоснование иска прокурор указал, что в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району отсутствует документация, подтверждающая исправность электрических сетей (технический отчет, акты (протоколы) замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования). Приказом начальника ОМВД России по Усть-Куломскому району не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа. В камерах допускается использование электрических кипятильников без устройств тепловой защиты. Отсутствует журнал учета мероприятий по контролю, содержащий сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, о должностных лицах осуществляющих мероприятия по контролю и его подпись. Обращения от лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району, на условия содержания имеют массовый и систематический характер. Выявленные нарушения создают реальную опасность для жизни и здоровья подозреваемых и обвиняемых, для безопасности сотрудников полиции.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Усть-Куломского района Москалев П.В. уточнил исковые требования по объему и дате исполнения, исключив требования по 2 и 3 пунктам мероприятий по пожарной безопасности, которые ответчик выполнил в добровольном порядке ко дню рассмотрения дела в суде, по оставшимся мероприятиям была уточнена дата исполнения- по первому пункту в срок до ДД.ММ.ГГГГ, по 4 пункту- до ДД.ММ.ГГГГ.

Представителем ОМВД России по Усть-Куломскому району представлены возражения на иск (л.д. 42-44), в которых указано, что согласно Положения об Отделе Министерства внутренних дел РФ по Усть-Куломскому району, утвержденного приказом МВД по РК от 15.06.2011 № 275 начальник ОМВД России по Усть-Куломскому району осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, находящимся в оперативном управлении Отдела МВД России по Усть-Куломскому району; обязан обеспечивать эффективное использование транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований (п.п. 32 п. 17). Отдел МВД России по Усть-Куломскому району является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п.21). За Отделом МВД России по Усть-Куломскому району в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество (п.22). ОМВД России по Усть-Куломскому району является бюджетным учреждением, финансируемым строго по смете (денежные средства на ремонт выделяются по ст. 225 экономической классификации расходов «услуги по содержанию имущества»), нецелевое использование бюджетных средств запрещено. По результатам комиссионного обследования, проведенного в период августа 2009 года, установлено, что нижние венцы бревен сгнили, повреждены и нарушены грибком, износ стен составляет 90-95 %. Оконные блоки при высыхании имеют расколы, в следствие чего крепление оконных решеток ослаблено, по углам окна сгнили, износ составляет 85-90 %. Износ крыши составляет более 80%. Выводами комиссии было определено, что здание ИВС не пригодно к дальнейшей эксплуатации, а проведение капитального ремонта нецелесообразно. Министерством внутренних дел по Республике Коми на выделенном участке с.Усть-Кулом в летний период 2012 года запланировано строительство нового здания ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району.

Также за период 2011, 2012 г.г. в действующем здании ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району камеры оборудованы устройствами тепловой защиты, в том числе для использования электрических кипятильников.

Представителем МВД по Республике Коми представлен отзыв на исковое заявление прокурора (л.д. 23), где указано, что в соответствии с распределением ОМВД России по Усть-Куломскому р-ну по бюджету на содержание ИВС в 2011 году выделено <данные изъяты>., в том числе: <данные изъяты>. на текущий ремонт, <данные изъяты>. на капитальный ремонт. Приоритеты в распределении денежных средств для проведения первоочередных работ определяет начальник органа внутренних дел. ЦФО МВД по Республике Коми неоднократно обращалось в ФЭД МВД России с запросом об увеличении лимитов бюджетных обязательств на 2011 год и ранее на текущий ремонт. Так, в соответствии с заявкой () в ФЭД МВД России на 2011 год на текущий ремонт из требуемых <данные изъяты>., в адрес МВД по Республике Коми поступило <данные изъяты> Считает, что МВД по Республике Коми предпринимает все возможные меры (в пределах выделенных лимитов) по финансированию ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому р-ну. В настоящее время решен вопрос о строительстве комплекса зданий ОВД в с. Усть-Кулом, который включает в себя и ИВС. Был объявлен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на строительство. Выделены денежные средства в размере <данные изъяты>. Кроме того, МВД по Республике Коми считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как здание ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому р-ну находится на балансе ОМВД России по Усть-Куломскому р-ну, которое в свою очередь является самостоятельным юридическим лицом.

Представители ответчика ОМВД России по Усть-Куломскому району ФИО1 и ФИО2., участвующие в судебном заседании на основании доверенности, исковые требования признали частично, указав, что нарушения по противопожарной безопасности были допущены из-за недостаточного финансирования.

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, представитель МВД Республики Коми, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Заслушав доводы стороны, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу определены Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 с последующими изменениями и дополнениями.

Согласно статьи 4 данного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно статье 23 Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2005 № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, регламентирующие внутренний распорядок в изоляторах временного содержания.

В соответствии с пунктом 57 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

В соответствии с пунктом 15 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

В соответствии с пунктом 60 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» при эксплуатации действующих электроустановок запрещается пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что приказом начальника ОМВД России по Усть-Куломскому району от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД РФ по Усть-Куломскому району, который согласно п. 1.2 Положения входит в структуру ОМВД РФ по Усть-Куломскому району.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, проведенной прокуратурой Усть-Куломского района, было установлено, что в ИВС отсутствует документация, подтверждающая исправность электрических сетей (технический отчет, акты (протоколы) замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования). Приказом начальника ОМВД России по Усть-Куломскому району не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа. В камерах допускается использование электрических кипятильников без устройств тепловой защиты. Отсутствует журнал учета мероприятий по контролю, содержащий сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, о должностных лицах осуществляющих мероприятия по контролю и его подпись. Все вышеуказанное и явилось поводом для обращения прокурора района в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ОМВД России по Усть-Куломскому району. О выявленных нарушениях ОМВД России по Усть-Куломскому району были осведомлены, что подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

При рассмотрении дела судом установлено, что часть недостатков, выявленных в ходе прокурорской проверки, ответчиками устранены в добровольном порядке.

Устранение ответчиком на момент рассмотрения дела ранее имевшем место нарушении, связанного с изданием приказа, определяющего порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и ведения учета мероприятий по контролю, содержащий сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, о должностных лицах осуществляющих мероприятия по контролю, в судебном заседании было подтверждено представителями ответчика.

Вместе с тем, требования прокурора о приведении документации в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району, подтверждающую исправность электрических сетей (технический отчет, акты (протоколы) замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования) в соответствие правилам пожарной безопасности; издать приказ, определяющий порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа; оборудовать камеры устройствами тепловой защиты при использовании электрических кипятильников при проведении государственного контроля (надзора) являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителей ОМВД России по Усть-Куломскому району об отсутствии финансовых средств для устранения выявленных нарушений суд не принимает во внимание, поскольку недостаток финансовых средств, на который ссылается представитель ответчика, не освобождает их от исполнения законов в полном объеме.

Обязанность по устранению нарушений условий содержания под стражей суд возлагает на ОМВД России по Усть-Куломскому району.

Согласно статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД России по Усть-Куломскому району о признании бездействия ОМВД России по Усть-Куломскому району незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить с учетом внесенных уточнений.

Обязать ОМВД России по Усть-Куломскому району принять меры по приведению Изолятора Временного Содержания ОМВД России по Усть-Куломскому району в соответствии с правилами пожарной безопасности, а именно:

- привести документацию, подтверждающую исправность электрических сетей (технический отчет, акты (протоколы) замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования) в соответствие правилам пожарной безопасности в срок ДД.ММ.ГГГГ;

- оборудовать камеры устройствами тепловой защиты при использовании электрических чайников в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – апелляционное представление, в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий

Мотивированное решение принято 16 июля 2012 года в с.Усть-Кулом в Усть-Куломском районном суде Республики Коми.