Решение суда об оборудовании объектов специальными приспособлениями (пандусами).



Дело № 2-291/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Усть-Кулом 13 июля 2012 года

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Ерчина Ю.Н.,

при секретаре Федоровой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Усть-Куломского района к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об оборудовании объекта специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа детей-инвалидов,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района действуя в интересах неопределенного круга лиц просил обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» оборудовать здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Кулом специальными приспособлениями, отвечающими государственным обязательным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа к образовательному учреждению граждан-инвалидов и других маломобильных групп населения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указано, что в нарушение законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации доступ в МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом лицам с ограниченными возможностями затруднителен в связи с отсутствием пандуса и иных технических приспособлений, позволяющих маломобильным группам населения беспрепятственно войти в здание школы.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям указанным в иске, при этом уточнила требования, просила обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» оборудовать вход в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Кулом специальными приспособлениями, отвечающими государственным обязательным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа к образовательному учреждению граждан-инвалидов и других маломобильных групп населения в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика - администрации муниципального района «Усть-Куломский» ФИО2. с исковыми требованиями не согласилась, поскольку считает, что в рамках долгосрочной муниципальной целевой программы Управлению образования АМР «Усть-Куломский» на данные цели выделено <данные изъяты> рублей. Управление должно быть надлежащим ответчиком по иску. Здание школы находится в муниципальной собственности, передано в оперативное управление МБОУ «СОШ» с.Усть-Кулом. Полномочия в части реконструкции здания, обустройства лестниц специальными приспособлениями для инвалидов никому не передавались.

Представитель Управления образования администрации МР «Усть-Куломский» ФИО3 с иском не согласилась, пояснила, что принцип доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения получил нормативное закрепление в Федеральном законодательстве. Согласно статье 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ установленные законом требования к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания. Здание школы 1984 года постройки, реконструкция не производилась, следовательно, требования законодательства не применимы. Выделенные по программе «Доступная среда» денежные средства в размере <данные изъяты> рублей будут реализованы для исполнения решения суда в части установки пандусов в дошкольных учреждениях, дополнительных финансовых средств нет.

Директор МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом» ФИО4 пояснила, что здание школы не имеет приспособлений для лиц, передвигающихся на колясках. Полагает, что школа должна быть доступна, в том числе и для маломобильных групп населения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с частью первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 марта 2011 г. № 175 утвердило государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Постановлением Правительства Республики Коми от 21.11.2011 № 521 утверждена программа Республики Коми «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 29.08.2011 № 1195 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Доступная среда на 2012-2015 годы».

Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Согласно указанным нормам действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относятся и помещения МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом, поскольку в соответствии с Уставом образовательного учреждения основной целью деятельности учреждения является реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (пункт 2.2). Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании» не ограничивают детей – инвалидов, инвалидов - законных представителей детей, в праве доступа в образовательные учреждения.

В соответствии с п. 2, 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судом установлено, что вход в здание МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом, расположенной по адресу: с. Усть-Кулом, ул. Ленина, д. 5, находящемся в муниципальной собственности МО МР «Усть-Куломский» и закрепленном за муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением на праве оперативного управления, не имеет приспособлений для входа и передвижения маломобильных групп населения, в частности инвалидов передвигающихся с помощью технических средств и приспособлений (коляска и т.п.), что не отвечает требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Доводы представителя ответчика и представителя управления образования администрации МР «Усть-Куломский» о неприменимости законодательства к зданию школы постройки 1984 года и об отсутствии достаточных финансовых средств, суд не может принять во внимание. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, законодательством отнесено к обязанности субъектов, в том числе и местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая использующих кресла-коляски и т.п.) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Необходимость требования доступности, заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 2,24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст. 3,8,12,30). Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001).

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет местных бюджетов и в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальное образование вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а так же привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Исходя из установленных обстоятельств, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Усть-Куломского района удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» оборудовать вход в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Кулом специальными приспособлениями, отвечающими государственным обязательным стандартам, для обеспечения беспрепятственного доступа к образовательному учреждению граждан-инвалидов и других маломобильных групп населения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись.

Мотивированное решение составлено 18.07.2012.

Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин