Решение суда о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.



Дело № 2–302/ 2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Усть-Кулом 31 июля 2012 года

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Ерчина Ю.Н.,

при секретаре Федоровой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах Пустовой Г.Н. к администрации сельского поселения «Усть-Кулом» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в интересах Пустовой Г.Н. с иском к администрации сельского поселения «Усть-Кулом» о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, отвечающего установленным требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому, в черте села Усть-Кулом. Заявление мотивировано тем, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ Пустовая Г.Н. с членами семьи вселилась в жилое помещение по адресу: <адрес>. В настоящее время заключением межведомственной комиссии данное жилое помещение признано непригодным для проживания. С учетом указанных обстоятельств прокурор просит обязать ответчика предоставить Пустовой Г.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании прокурор и истец Пустовая Г.Н. поддержали исковое требование по основаниям указанным в иске.

Пустовая Г.Н. суду пояснила, что <данные изъяты> не проживает по месту регистрации в жилом помещении в виду его непригодности, вынужденно проживает у дочери, в квартире находится её личное имущество. Каких либо претензий по содержанию или использованию жилья к ней собственником жилья не предъявлялось.

Ответчик - администрация сельского поселения «Усть-Кулом» своего представителя в судебное заседание не направила. В отзыве на исковое заявление указала, что с исковыми требованиями не согласны, поскольку иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.

Заслушав лиц участвующих в рассмотрении иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.

Квартира , расположенная по адресу: <адрес>, предоставлена ФИО1 (корешок ордера от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно похозяйственному учету по указанному адресу зарегистрирована истица Пустовая Г.Н. (фактически проживает в <адрес>). По сведениям администрации сельского поселения «Усть-Кулом» обращения о постановке на учет не поступали. В очереди на получение жилья истец не состоит. Договор социального найма жилого помещения с истцом не заключался.

Установлено, что <адрес> в <адрес> Республики Коми как муниципальное имущество МО МР «Усть-Куломский» передана в муниципальную собственность муниципального образования сельского поселения «Усть-Кулом» согласно акту приема-передачи от 24.12.2008. Это имущество принято в казну МО СП «Усть-Кулом» и включено в реестр муниципального имущества на основании постановления руководителя администрации СП «Усть-Кулом» от 02.02.2009 №3. Собственниками имущества решений об исключении его из реестра муниципальной собственности не принималось.

По информации отделения УФМС РФ по Республике Коми от <данные изъяты> истец Пустовая Г.Н. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Республика Коми, <данные изъяты>

Согласно сведениям Управления Росреестра по РК истица жилых помещений на праве собственности или ином праве не имеет /уведомление от ДД.ММ.ГГГГ /. Доказательств обладания истцом другими жилыми помещениями на каком-либо праве сторонами не представлено и судом не установлено.

Несмотря на отсутствие письменного договора, истица указанным жилым помещением пользуется на условиях социального найма, поскольку обратного не доказано. Передаваемое в социальный наем жилое помещение должно соответствовать установленным законом требованиям. Признание жилого помещения непригодным для проживания, исключало возможность заключения письменного договора социального найма.

Нормы жилищного законодательства не предусматривают состояние граждан на таком учете обязательным условием для предоставления им жилых помещений при условии, что они имели право состоять на учете. Ни из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других положений законодательства не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодным для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия, противоречило бы принципам равенства и справедливости. Такой вывод также закреплен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 № 376-О-П.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Условия и порядок внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлены статьей 57 Жилищного кодекса РФ. Согласно пункту 1 части 2 данной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Статьей 85 Жилищного кодекса РФ к случаям выселения граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, отнесены случаи, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, а жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу статей 86 и 87 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

На основании статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Заключением <данные изъяты> межведомственной комиссии, назначенной постановлением руководителя администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ , помещения <адрес> признаны непригодными для постоянного проживания.

Согласно акту по результатам санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ при обследовании жилых помещений по адресу: <адрес> выявлены нарушения СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (пункты 2.7., 4.1., 4.2., 9.2.).

Несмотря на представленные заключения и фактическую невозможность сохранения жилого дома и указанного помещения, ни администрацией муниципального района «Усть-Куломский» (до ДД.ММ.ГГГГ), ни администрацией сельского поселения «Усть-Кулом» (после ДД.ММ.ГГГГ) в нарушение п. 49 Положения «О признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, решений о сносе дома, о проведении капитального ремонта или других ремонтно-восстановительных, либо мер по расселению жильцов в связи с признанием дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, не принималось.

Установлено, что проживание людей в указанном доме и жилом помещении представляют опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния. При таких обстоятельствах, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия решения органа местного самоуправления о планах и сроках сноса дома. Суд вправе обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, учитывая и то, что в соответствии с частью 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам не может быть отнесено к категории жилых. Такие же выводы содержатся в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009.

Представителем ответчика в суд не представлено доказательств, что указанный многоквартирный дом или его жилые помещения планируется ремонтировать или реконструировать для приведения в пригодное состояние для проживания граждан.

Судом не установлено обстоятельств добровольного выезда истца, неисполнения обязательств по найму, а так же и иного, подтверждающих расторжение Пустовой Г.Н. договора найма в одностороннем порядке. Согласно пояснениям истца она была вынуждена искать лучшие условия для проживания. До настоящего времени Пустовая Г.Н. не приобрела право проживания в ином жилом помещении, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В силу пунктов 1, 5, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ учет муниципального жилищного фонда, предоставление по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, контроль за сохранностью и соответствием жилых помещений установленным законом требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесены обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичное положение закреплено в пункте 6 статьи 9 Устава МО СП «Усть-Кулом».

Согласно ст. 24 Устава МО СП «Усть-Кулом» в структуру органов местного самоуправления входит администрация СП «Усть-Кулом». Согласно ст. 39 Устава и Положению об администрации СП «Усть-Кулом» администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом МО СП «Усть-Кулом», наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация поселения является самостоятельным юридическим лицом и муниципальным учреждением. Согласно п. 2 Положения об администрации СП «Усть-Кулом» одной из основных задач деятельности администрации является управление муниципальной собственностью и финансами.

В силу статей 3 и 5 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью МО СП «Усть-Кулом», утв. Решением Совета СП «Усть-Кулом» № I-22-107 от 26.06.2007 (в ред. Решения Совета СП «Усть-Кулом» № II-19-151 от 25.11.2010) от имени МО СП «Усть-Кулом» права собственника, в части распоряжения недвижимым имуществом, передачи объектов муниципальной собственности в пользование и заключении договоров, осуществления иных полномочий по управлению и распоряжению имуществом, осуществляет администрация СП «Усть-Кулом». Вышеприведенные положения не содержат условий о согласовании администрацией с кем-либо своих действий при принятии решений о предоставлении жилья гражданам по договорам социального найма, и такое решение администрацией СП «Усть-Кулом» принимается самостоятельно.

Утверждение о том, что администрация не является надлежащим ответчиком, в данном случае не имеет под собой правовых оснований, поскольку противоречит положениям статей 9, 10, 24, 39, 43, 59, 60, 81 Устава МО СП «Усть-Кулом» и Положению об администрации сельского поселения «Усть-Кулом».

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности позволяют суду сделать вывод об удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении вне очереди жилого помещения.

Отсутствие в корешке ордера конкретной жилой площади не имеет принципиального значения для возложения обязанности по предоставлению жилья на ответчика, поскольку наймодателем в данном случае выступает ответчик, который самостоятельно ведёт учет площадей собственных жилых помещений.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Усть-Куломского района Республики Коми к администрации сельского поселения «Усть-Кулом» удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Усть-Кулом» предоставить Пустовой Г.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей /в том числе жилой/ площади, ранее занимаемому жилому помещению, и находящееся в границах села Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий – подпись.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 03.08.2012.

Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин