Решение суда о признании трудового договора, заключенного на определенный срок, договором, заключенным на неопределенный срок.



Дело № 2 - 33/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Липиной О.А.,

с участием прокурора Лобановой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 28 января 2010 года дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах Мишариной Е.В. к администрации муниципального образования сельского поселения «Носим» о признании трудового договора от 31 декабря 2009 года №, заключенного на определенный срок, трудовым договором, заключенным на неопределенный срок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в интересах Мишариной Е.В. с иском к администрации муниципального образования сельского поселения «Носим», в котором просит признать заключение трудового договора от 31 декабря 2009 года № между администрацией сельского поселения «Носим» в лице главы сельского поселения Л. и Мишариной Е.В. на срок с 01.01.2010 года по 31.01.2010 года незаконным, и признать указанный трудовой договор заключенным на неопределенный срок.

Истица Мишарина Е.В. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что у работодателя не было оснований, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, для заключения с ней срочного трудового договора. Просит признать указанный трудовой договор заключенным на неопределенный срок.

Представитель ответчика - глава администрации муниципального образования сельского поселения «Носим» Л. признала обязательность требований трудового законодательства о заключении трудового договора на неопределенный срок, поскольку указанная работа носит постоянный характер. Пояснила, что трудовой договор с работником по должности - специалист первичного воинского учета заключается на определенный срок, поскольку финансирование данной должности производится из средств федерального бюджета на очередной финансовый год. Трудовой договор с истицей заключила на 1 месяц, т.к. сама истица сказала, что она поработает месяц, потом видно будет. Также узнала об обращении истицы к прокурору, поэтому до завершения прокурорской проверки, на момент 12.01.2010 решила заключить договор на этот срок.

Заслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, исследовав материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Органы местного самоуправления поселений осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

Средства на реализацию передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете.

Статья 8 вышеуказанного Закона содержит перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления при осуществлении первичного воинского учета, выполнение которых указывает на постоянный характер работы.

Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 предусмотрено, что число работников по воинскому учету граждан в органах местного самоуправления, осуществляющих ведение первичного воинского учета граждан, определяется исходя из следующих норм: от 500 до 1000 граждан - один освобожденный работник. При наличии менее 500 граждан работа по ведению воинского учета может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного работника органа местного самоуправления.

На основании данных представленных администрации сельского поселения «Носим» на 25.01.2010 установлено, что численность граждан, стоящих на воинском учете в сельском поселении, составила 168 человек, в том числе граждан, подлежащих призыву, 24 человека. В администрации сельского поселения «Носим» организация воинского учета возложена на 1 освобожденного работника.

Распоряжением главы сельского поселения «Носим» от 03 января 2009 года № Мишарина Е.В. принята на работу временно по срочному трудовому договору на 0,4 ставки специалистом 1 категории по работе ВУС (военно-учетного стола) с 06 февраля 2009 года с оплатой по штатному расписанию. Данные обстоятельства подтверждены записями в трудовой книжке истицы и распоряжением главы сельского поселения. Однако сам трудовой договор ни истицей, ни ответчиком не представлен, и его место нахождения не известно.

31 декабря 2009 г. распоряжением главы сельского поселения «Носим» № продлен срочный трудовой договор специалисту по ведению воинского учета Мишариной Е.В. с 1 января 2010 по 31 января 2010 года.

Между Мишариной Е.В. и администрацией сельского поселения «Носим» заключен трудовой договор № от 31 декабря 2009 года, согласно которому истица принимается на работу в должности – специалист воинского учета сроком на 1 месяц с 1 января по 31 января 2010 года. Трудовой договор подписан сторонами. Однако на бланке договора Мишариной Е.В. произведена запись о несогласии с заключением трудового договора на 1 месяц.

Штатным расписанием администрации сельского поселения «Носим» за 2009 год предусмотрена должность специалиста 1 категории по воинскому учету. В новом штатном расписании на 2010 года должность специалиста по воинскому учету сохранена, и оснований для заключения срочного трудового договора не имеется. Представитель ответчика подтвердил данные обстоятельства в судебном заседании.

Согласно справке администрации сельского поселения «Носим» субвенции бюджета на осуществление первичного воинского учета на 2010 финансовый год выделены в сумме 75 561 руб. Они направлены на заработную плату на весь финансовый год в полном объеме и утверждены решением Совета сельского поселения «Носим» от 15 декабря 2009 г.

Из материалов дела видно, что для выполнения одной и той же работы – первичного воинского учета с одним и тем же работником на каждый новый год заключался новый срочный трудовой договор. Это обстоятельство подтверждено распоряжениями главы сельского поселения «Носим»: 1) от 30.09.2006 о заключении срочного трудового на должность начальника военно-учетного стола; 2) от 11.01.2007 о заключении срочного трудового договора сроком с января по июнь 2007 г. в качестве специалиста 1 категории по работе ВУС с оплатой по штатному расписанию; 3) от 09.01.2009 на должность специалиста 1 категории по организации военного учета и бронирования граждан на 0,4 ставки в 2008 г. по бессрочному трудовому договору с оплатой по штатному расписанию.

С 06 февраля 2009 года срочный трудовой договор администрацией СП «Носим» был заключен с истицей Мишариной Е.В.

Поскольку спор возник между сторонами трудового договора, к спорным правоотношениям применяются нормы трудового законодательства.

Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенные этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Заключение срочного трудового договора для выполнения работы, которая является для организации постоянной, неправомерно. Пунктом 14 постановления от 17.03.2004 N 2 Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ" обращено внимание на право судов с учетом обстоятельств каждого дела признавать срочный трудовой договор заключенным на неопределенный срок, если в ходе судебного разбирательства будет установлен факт многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции.

Согласно п. 13 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (статья 58 ТК РФ). Поскольку статья 59 Трудового кодекса предусматривает право, а не обязанность работодателя заключать срочный трудовой договор в случаях, предусмотренных этой нормой, работодатель может реализовать это право при условии соблюдения общих правил заключения срочного трудового договора, установленных статьей 58 Кодекса.

При этом в силу статьи 56 ГПК РФ обязанность доказать наличие обстоятельств, делающих невозможным заключение трудового договора с работником на неопределенный срок, возлагается на работодателя. При недоказанности работодателем таких обстоятельств следует исходить из того, что трудовой договор с работником заключен на неопределенный срок. Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что причина, послужившая основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с положениями Кодекса или иным федеральным законом, должна указываться в трудовом договоре в качестве его обязательного условия.

Из материалов дела видно, что в трудовом договоре N 2 от 31 декабря 2009 года, заключенном между сторонами, отсутствует указание на обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом.

Ответчиком каких-либо доказательств обоснованности заключения с истцом срочного трудового договора представлено не было и в судебном заседании оснований для его заключения не установлено. Финансирование, производимое в соответствии с Правилами расходования и учета субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, являются межбюджетными трансфертами и регулируются бюджетным законодательством. Следовательно, доводы ответчика о взаимосвязи финансирования и заключения трудового договора являются необоснованными. Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании положений главы 25.3 Налогового кодекса РФ, статей 61.1.- 61.2. Бюджетного кодекса РФ, с ответчика в доход муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 100 (ста) рублей.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Усть-Куломского района в интересах Мишариной Е.В. к администрации муниципального образования сельского поселения «Носим» о признании трудового договора от 31 декабря 2009 года №, заключенного на определенный срок, трудовым договором, заключенным на неопределенный срок, - удовлетворить.

Признать заключение трудового договора от 31 декабря 2009 года № между администрацией сельского поселения «Носим» в лице главы сельского поселения Л. и Мишариной Е.В. на срок с 01 января 2010 года по 31 января 2010 года незаконным.

Признать трудовой договор от 31 декабря 2009 года №, заключенный между администрацией сельского поселения «Носим» в лице главы сельского поселения Л. и Мишариной Е.В., заключенным на неопределенный срок.

Взыскать с администрации муниципального образования сельского поселения «Носим» в доход муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 100 (ста) рублей.

На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд РК.

Председательствующий