Решение суда о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.



Дело № 2 - 296/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Фоминой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 20 июля 2010 года дело по исковому заявлению Ульяновой Н.Д. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности установить ежемесячную заработную плату в размере не менее 70 187,50 рублей, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, денежной компенсации и индексации,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с указанным иском, в котором указала следующее. Она работает в МОУ «Усть-Куломская СОШ» в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и по дополнительному соглашению к трудовому договору в должности учителя начальных классов. Федеральными законами с 01.09.2007 установлен МРОТ в размере 2300 руб., а с 01.01.2009 – 4330 руб. Однако работодателем заработная плата начислялась в нарушение норм трудового законодательства. Просит обязать ответчика установить оклад в размере не ниже минимального размера оплаты труда с применением к нему тарифного коэффициента. Исходя из этого, обязать ответчика установить ежемесячную заработную плату в размере не менее 70 187,50 рублей, взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.09.2007 по 31.05.2010 в размере 1080328,22 руб., а также денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 213 787,39 руб. и индексацию.

Истица в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Считает, что трудовое законодательство обязывает работодателя установить оклад в размере не ниже минимального размера оплаты труда, по каждой из занимаемых ею должностей. Просит иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчик МОУ «Усть-Куломская СОШ» в лице директора Пунеговой О.В. иск не признала. Пояснила, что нормы трудового законодательства не содержат обязательного требования устанавливать работнику оклад в размере минимального размера оплаты труда. Работнику выплачивается заработная плата в соответствии с системой оплаты труда, установленной у работодателя. Совокупность размера оклада, стимулирующих, компенсационных и иных выплат должна быть не ниже МРОТ. Истцу выплачивается заработная плата свыше МРОТ, без учета северной надбавки и районного коэффициента. Нарушений трудового законодательства работодателем допущено не было. По делу просит применить сроки давности обращения в суд в соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ. В иске просит отказать полностью.

Представитель ответчика МОУ «Усть-Куломская СОШ» по доверенности К. в судебном заседании участия не приняла. На предыдущем заседании иск не признала, доводы ответчика поддержала в полном объеме, в иске просит отказать полностью.

Представитель третьего лица – Управления образования администрации МР «Усть-Куломский» на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных исковых требований, по доверенности Л. участия в судебном заседании не приняла. На предыдущем судебном заседании иск не признала. Пояснила, что истцу выплачивается заработная плата без учета северной надбавки и районного коэффициента свыше МРОТ. Поэтому нарушений трудового законодательства работодателем не допущено. В иске просит отказать полностью.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу статей 54 и 56 Закона РФ «Об образовании» заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Образовательное учреждение является работодателем для работников такого учреждения.

Действовавшее до 01.09.2007 правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ). Как следствие, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.

Однако приведенное правовое регулирование было изменено Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ", который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 Трудового кодекса РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ.

Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. Иными словами, правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений.

Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Вышеуказанной нормой определены и понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада) и базовой ставки заработной платы.

Так под тарифной ставкой понимается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно статье 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда (далее по тексту МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Федеральными законами от 19.06.2000N82-ФЗ и 24.06.2008 N91-ФЗ минимальный размер оплаты труда был установлен соответственно: с 01 сентября 2007 года в сумме 2 300 рублей в месяц, а с 01 января 2009 г. - в сумме 4 330 рублей в месяц.

Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования. Тогда как согласно вышеприведенной статье 129 ТК РФ оклады и тарифные ставки устанавливаются без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Таким образом, трудовым законодательством РФ допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы, в размере меньшем МРОТ, при условии, что заработная плата работника, включающая в себя все элементы в виде иных предусмотренных у данного работодателя выплат, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Производимые работнику наряду с должностным окладом выплаты отнесены к числу компенсационных и стимулирующих, поэтому не могут быть учтены в размере должностного оклада, а должны начисляться в процентном соотношении на величину оклада работника. Совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, должен составлять не ниже МРОТ.

Аналогичная позиция высказана Конституционным Судом РФ в определении от 01.10.2009 по делу № 1160-О-О. В нем указано, что в ходе совершенствования трудового законодательства, законодатель, признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие, а именно заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки и должностного оклада ниже этого размера.

Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях (ст. 146 ТК РФ), были сохранены в неизменном виде. Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, при этом заработная плата работников, занятых на работах с особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с окладами (должностными окладами), установленными для таких же видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).

Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об установлении работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с окладами, предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры таких выплат не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Главой 50 ТК РФ определены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местностях. В силу положений ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Аналогичные положения закреплены в Законе РФ от 19.02.1993N4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Постановлением Совета министров СССР от 03.01.1983 N 12 (в ред. Указа Президента РФ от 24.01.1992 N46) с 01 апреля 1992 г. Усть-Куломский район Коми ССР, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. На территории Усть-Куломского района при начислении заработной платы применяется районный коэффициент 20 % и процентная надбавка 50 % от месячного заработка.

В соответствии с п. 1 Постановления Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. N 49 «Об утверждении Разъяснения от 11.09.1995 г. N 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях …» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районные коэффициенты, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Анализ всех вышеприведенных нормативных положений в их системном единстве позволяет суду сделать вывод о том, что районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в отличие от других выплат компенсационного характера, должны начисляться на размер заработной платы работника, не ниже гарантированного федеральным законом минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ.

Согласно Уставу МОУ «Усть-Куломская СОШ» его учредителем является администрация муниципального района «Усть-Куломский».

Приказом № от 23.08.1982 Ульянова Н. Д. принята на работу в МОУ «Усть-Куломская СОШ» на должность учителя начальных классов. Приказом РУО № от 14.12.1996 истица назначена заместителем директора МОУ «Усть-Куломская СОШ» по учебно-воспитательной работе. В указанных должностях истица работает в настоящее время, совмещая их на основании дополнительного соглашения к трудовому договору. Между истцом и МОУ «Усть-Куломская СОШ» заключен трудовой договор (контракт) № от 12.01.2004 , по условиям которого работодатель обязался выплачивать работнику заработную плату в соответствии с законодательством, коллективным и трудовым договорами.

Ответчиком в судебном заседании заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд и применении последствий пропуска такого срока. Заявлено требование о применении при разрешении трудового спора положений ст. 392 Трудового кодекса РФ, согласно которым работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ», исходя из содержания абз. 1 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).

Как видно из материалов дела, истец ежемесячно получал расчетный листок о начисленной ему заработной плате, знал об элементах и размерах заработной платы. Заработную плату вместе с расчетным листком истец получал не позднее 6 числа месяца, следующего за расчетным. Полагая, что работодателем нарушаются его трудовые права, работник не был лишен возможности обратиться в суд в любой момент, в пределах срока давности, за разрешением спора. Истцом не заявлено об уважительных причинах пропуска срока и об их восстановлении, не установлено таковых и судом. Исследованные судом доказательства позволяют суду сделать вывод о пропуске истцом в рассматриваемом деле срока для обращения в суд по спору о начислении заработной платы за период с 01.09.2007 по 28.02.2010 включительно. В связи с этим, в иске в части указанного периода следует отказать. Правильность начисления и выплаты истцу заработной платы следует проверить за период с 01.03.2010 по 31.05.2010, поскольку иск подан 21.06.2010, а заработную плату истец получает не позднее 06 числа месяца, следующего за расчетным.

Согласно трудовому договору работнику за выполнение трудовых обязанностей по должности заместителя директора МОУ по учебно-воспитательной работе был установлен должностной оклад в размере 2525 руб., северная надбавка и районный коэффициент, другие выплаты по Положениям о доплатах. Дополнительным соглашением к трудовому договору № от 31.08.2009 на истца возложены дополнительные трудовые обязанности, в том числе, трудовые обязанности учителя начальных классов с нагрузкой 16 часов в неделю.

Постановлением № 1259 от 25.10.2007 Главы МР «Усть-Куломский» - руководителя администрации «Об оплате труда работников муниципальных учреждений образования МО МР «Усть-Куломский» (в редакциях от 18.08.2008, 26.09.2008 и 01.04.2009) утверждена система оплаты труда для указанных работников, включая размеры окладов по квалификационным группам, выплат компенсационного и стимулирующего характера, других выплат.

Согласно представленным в суд бухгалтерским документам и тарификационным спискам истице был установлен оклад в размере, определенном данным постановлением, а именно в период марта - мая 2010 года, с учетом 16 часовой учебной нагрузки (0,80 от установленной нормы нагрузки), в размере 3400 руб. по должности учителя начальных классов, и в размере 4 250 руб. по должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Судом установлено, что тарификационным списком учителей и других работников МОУ «Усть-Куломская СОШ» на 01.09.2009 Уляновой Н.Д. была установлена учебная нагрузка – 15 часов, то есть 0,75 ставки учителя начальных классов. Однако, Приказом №-к от 07.10.2009 учебная нагрузка истице была увеличена до 16 часов в неделю. Согласно справке МОУ «Усть-Куломская СОШ» 15-ти часовая учебная нагрузка истицы, содержащаяся в табелях учета рабочего времени за период марта - мая 2010 года, указана ошибочно, и в действительности она составляла 16 часов в неделю.

Размеры стимулирующих и компенсационных выплат в учреждении определены Положениями о соответствующих выплатах, утвержденных приказами директора МОУ «Усть-Куломская СОШ». Конкретные суммы компенсационных, стимулирующих и иных выплат, истцу назначены приказами директора учреждения.

Постановлением Правительства РК от 12.02.2010 N 33 "О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство в 2010 году" также установлено ежемесячное денежное вознаграждение в размере 1000 рублей.

Согласно представленным в суд бухгалтерским документам, которым истец доверяет и правильность расчетов под сомнение не ставит, работнику за период с 01 марта по 31 мая 2010 года без учета районного коэффициента и северной надбавки за фактически отработанное время была начислена следующая заработная плата: 1) По должности учителя начальных классов: - за май 2010 г. в размере 9300,79 руб. (должностной оклад 3400 руб., надбавка 25% за работу в учреждениях образования, расположенных в сельских населенных пунктах в размере 850 руб., надбавка 20% за выслугу лет в размере 850 руб., надбавка из фонда стимулирующих выплат в размере 1700 руб., надбавка 15% за проверку тетрадей в размере 438,28 руб., надбавка 20% за классное руководство в размере 1062,50 руб., вознаграждение классному руководителю в размере 1000 руб.), - за апрель 2010 г. – 8195,67 руб. (должностной оклад 2876,92 руб., надбавка 25% за работу в учреждениях образования, расположенных в сельских населенных пунктах в размере 719,23 руб., надбавка 20% за выслугу лет в размере 719,23 руб., надбавка из фонда стимулирующих выплат в размере 449,52 руб. надбавка 15% за проверку тетрадей в размере 370,85 руб., надбавка 20% за классное руководство в размере 899,04 руб., вознаграждение классному руководителю в размере 846,15 руб., оплата командировки 4 дня в размере 1315,03 руб.); - за март 2010 г. – 8957,16 руб. (должностной оклад 3400 руб., надбавка 25% за работу в учреждениях образования, расположенных в сельских населенных пунктах в размере 850 руб., надбавка 20% за выслугу лет в размере 850 руб., надбавка из фонда стимулирующих выплат в размере 531,25 руб., надбавка 15% за проверку тетрадей в размере 438,28 руб., надбавка 20% за классное руководство в размере 1062,50 руб., вознаграждение классному руководителю в размере 1825,13 руб.), что выше минимального размера оплаты труда за каждый месяц (при установленной трудовым договором 0,80 от установленной номы рабочего времени гарантированный законом МРОТ исчисляется: 4330 х 0,80 = 3 464 руб.); 2) По должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе была начислена заработная плата: - за май 2010 г. – в размере 10093, 75 руб. (должностной оклад 4250 руб., надбавка 25% за работу в учреждениях образования, расположенных в сельских населенных пунктах в размере 1062,50 руб., надбавка 20% за выслугу лет в размере 1062,50 руб., надбавка из фонда стимулирующих выплат в размере 3718,75 руб.); - за апрель 2010 года – в размере 10 093,75 руб. (должностной оклад 3596,15 руб., надбавка 25% за работу в учреждениях образования, расположенных в сельских населенных пунктах в размере 899,04 руб., надбавка 20% за выслугу лет в размере 899,04 руб., надбавка из фонда стимулирующих выплат в размере 3146,63 руб., оплата командировок (4дн) в размере 1552,89 руб.), за март 2010 года – в размере 10 093,75 руб. (должностной оклад 4250 руб., надбавка 25% за работу в учреждениях образования, расположенных в сельских населенных пунктах в размере 1062,50 руб., надбавка 20% за выслугу лет в размере 1062,50 руб., надбавка из фонда стимулирующих выплат в размере 3718,75 руб.), что выше минимального размера оплаты труда за каждый месяц. Исследованные судом бухгалтерские документы за период с 01.09.2007 по 28.02.2010 также показывают, что работодателем истцу выплачивалась заработная плата в соответствии с трудовым законодательством.

Поскольку при указанных обстоятельствах работодателем соблюдена государственная гарантия по оплате труда и работнику обеспечена выплата минимального размера оплаты труда, его трудовые права работодателем не нарушены, поэтому в иске следует отказать.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Ульяновой Н.Д. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности установить ежемесячную заработную плату в размере не менее 70 187,50 рублей, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, денежной компенсации и индексации отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом мотивированного решения путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд РК.

Председательствующий

Мотивированное решение принято 23 июля 2010 года в селе Усть-Кулом в Усть-Куломском районном суде РК.

Председательствующий