Дело № 2-188/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииУсть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Зайцева С.Б.,
при секретаре Федоровой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 23 августа 2010 года гражданское дело по заявлению Попова А.В. о признании предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОВД по Усть-Куломскому району от 27 июня 2010 года недействительным,
УСТАНОВИЛ:
В Усть-Куломский районный суд обратился начальник филиала ОАО «Коми дорожная компания» - Усть-Куломского дорожного ремонтно-строительного участка Попов А.В. с заявлением об оспаривании предписания ГИБДД ОВД по Усть-Куломскому району РК от 27.06.2010 об устранении нарушений п.п.13-14 ОП ПДД и ГОСТа Р 50597-93, выявленных 26.05.2010 в ходе проведения комплексной проверки на автодороге Сыктывкар – Троицко-Печорск (135-181 км), подъезде к п. Озъяг (1-4 км), подъезде к с. М. Кужба, подъезде к с. Б. Кужба, подъезде к п. Кебанъель. Обосновал свое заявление тем, что собственником указанной автодороги является Республика Коми. От ее имени действует государственный орган – Дорожное Агентство РК. Именно на них лежит обязанность по выполнению мероприятий, указанных в оспариваемом предписании. ОАО «Коми дорожная компания», в свою очередь, является только субподрядной организацией, действующей в рамках технических заданий и выделяемого на их выполнение финансирования. Работы, указанные в предписании, договором субподряда не предусмотрены, поэтому выполнять предписание органов ГИБДД ОАО «Коми дорожная компания» не в состоянии.
В судебном заседании Попов А. В., его представитель Ч. заявленные требования поддержали.
Привлеченный в качестве заинтересованного лица представитель ОАО «Коми дорожная компания» доводы заявителя поддержал и при этом пояснил, что работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог проводятся подрядными организациями. Между Дорожным Агентством РК (Заказчик) и ОАО «Автодор Коми» (Подрядчик) заключены государственные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО МР «Усть-Куломский» и МО МР «Корткеросским», и согласно положениям государственных контрактов, Подрядчик принимает на себя обязательство за обусловленную договором плату выполнить весь комплекс работ по содержанию дорог общего пользования, оговоренных в приложениях к контракту. Для исполнения своих обязательств по указанным государственным контрактам между ОАО «Автодор Коми» (Генеральный подрядчик) и ОАО «Коми дорожная компания» (Подрядчик) заключен договор субподряда. Усть-Куломский ДРСУч является филиалом ОАО «Коми дорожная компания» и обеспечивает эксплуатацию и ремонт дороги в пределах работ, определяемых ежемесячным заданием, выдаваемым Заказчиком Подрядчику (ОАО «Автодор Коми») и предусмотренного на выполнение этого задания финансирования. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, соответственно и предписания должны выноситься в адрес собственника дорог – Дорожного Агентства Республики Коми.
Представитель Дорожного Агентства Республики Коми пояснил, что Дорожное Агентство Республики Коми осуществляет функции государственного заказчика по формированию, размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Коми, связанных с реализацией Агентством своих полномочий. В соответствии с государственными контрактами на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО МР «Усть-Куломский», заключенных с ОАО «Автомобильные дороги Коми», Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования. Усть-Куломское ДРСУ не является стороной по государственному контракту, следовательно, финансирование работ Усть-Куломского ДРСУ Агентство не производит, в связи с чем предписания на устранение выявленных недостатков должны органами ГИБДД направляться в зависимости от конкретных обстоятельств в адрес ОАО «Автомобильные дороги Коми» либо Дорожного Агентства Республики Коми.
Представитель ОГИБДД ОВД по Усть-Куломскому району РК требования и доводы заявления признал частично, полагая, что устранение всех выявленных нарушений, указанных в предписании Усть-Куломское ДРСУ выполнить своими силами не может, предписания необходимо выносить в адрес собственника дорог – Дорожного Агентства Республики Коми.
Заинтересованное лицо - ОАО «Автомобильные дороги Коми», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направил.
Суд, заслушав объяснения сторон, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, находит заявление Попова А.В.. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция), как то установлено "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711, осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте), дорожных сооружений, железнодорожных переездов. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в ст. 5 установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.3 ст. 6 данного Закона субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствие со ст.ст. 12-13 Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Так судом установлено, что Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от 21.05.2010 №671 на основании запроса ГИБДД ОВД по Усть-Куломскому району была утверждена временная комиссия для проведения в период с 25.05.2010 по 25.06.2010 комплексной проверки улично-дорожной сети на территории муниципального образования МР «Усть-Куломский». В результате проверки участков дорог, состоящих на балансе Дорожного Агентства РК, а именно: дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск (135-260 км), Усть-Кулом – Керчомъя – Гайны, Зимстан – Вочь, Носим – Деревянск – Аныб, Усть-Кулом – Усть-Нем – Мыелдино (0-12 км), подъезд к с. Усть-Кулом, были выявлены ряд существенных недостатков в состоянии улично-дорожной сети, которые непосредственно влияют на безопасность дорожного движения, составлен акт комиссии от 26.05.2010 и вынесено обжалуемое предписание.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, представляют информацию участникам дорожного движения о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что владельцем автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 данного Закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
В соответствие со ст. 6 Закона автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, относятся к собственности субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 33 Закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Подобное регулирование установлено и ст. 210 ГК РФ: собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Порядок содержания и ремонта таких дорог, а также нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так Постановлением Правительства РК от 30.11.2009 N 345 "О содержании и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми" уставлено, что состав и виды работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, а также автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми и не относящихся к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Республики Коми (далее - автомобильные дороги), определяются в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N 160.
Перечень объектов содержания автомобильных дорог и участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих ремонту, на соответствующий финансовый год формируется и утверждаются Дорожным агентством Республики Коми на соответствующий финансовый год до 31 декабря текущего года, а последующие изменения и дополнения - в течение соответствующего финансового года, исходя из объема финансирования из республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий год на указанные цели, с учетом принятия решений Агентством Республики Коми по управлению имуществом о передаче автомобильных дорог в оперативное управление Дорожному агентству Республики Коми, а также на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, оценки технического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Объемы и цикличность работ по содержанию автомобильных дорог определяются с учетом эксплуатационных категорий автомобильных дорог и уровней их содержания, которые применяются для оптимизации расходования финансовых средств с учетом категорий автомобильных дорог, длины мостовых сооружений, интенсивности и состава движения транспортных средств, наличия регулярных пассажирских перевозок, экономического и социального значения автомобильных дорог.
Уровни содержания автомобильных дорог определяют критерии непрерывности и безопасности движения транспортных средств с установленными скоростями при различных погодных условиях с учетом объема финансирования из республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год на указанные цели.
Эксплуатационные категории автомобильных дорог определяются Дорожным агентством Республики Коми по единым для всех административных территорий Республики Коми правилам.
Работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог проводятся в соответствии с законодательством подрядными организациями - победителями открытого конкурса (аукциона) на основании условий государственных контрактов на выполнение работ по содержанию участков автомобильных дорог.
Постановлением Правительства РК от 31.12.2009 N 417 также утверждены «Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на 2010 год и правил расчета размера ассигнований республиканского бюджета Республики Коми на указанные цели".
В соответствие с «Положением о Дорожном агентстве Республики Коми", утвержденным Постановлением Правительства РК от 07.02.2005 N 16, Дорожное агентство Республики Коми (далее - Агентство) является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми (далее - автомобильные дороги) и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
Основными задачами Агентства являются:
1) формирование и реализация государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в Республике Коми;
2) обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Для выполнения этих функций Агентство наделено различными полномочиями, в том числе, полномочиями по планированию дорожной деятельности в Республике Коми на основании документов территориального планирования, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ; контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог; оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования в установленном законодательством порядке; организации и контролю за выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также по приемке выполненных работ; по приему в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом участков автомобильных дорог; осуществлению функции государственного заказчика по формированию, размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Коми, связанных с реализацией Агентством своих полномочий.
Судом установлено, что между Дорожным Агентством РК (Заказчик) и ОАО «Автодор Коми» (Подрядчик) заключены государственные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Корткеросский» от 31.12.2009 №12-09/147, по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО МР «Усть-Куломский» (комплекс 2, комплекс 3) №01-10/3 и №01-10/4 от 15.01.2010.
Согласно положениям государственных контрактов Подрядчик принимает на себя обязательство за обусловленную договором плату выполнить весь комплекс работ по содержанию дорог общего пользования, оговоренных в приложениях к контракту, в соответствии с техническими требованиями и перечнем работ, установленными Государственными стандартами, а также иными положениями федерального и регионального законодательства, в пределах контрактной цены и технических заданий. При этом конкретные виды и объемы работ на месяц и сроки их выполнения определяются Заказчиком в «Ежемесячном задании» и Графике производства работ (приложение к контракту). Оплата по контрактам производится на основании подписанных актов приемки выполненных работ за месяц и счета-фактуры, выставляемого Заказчику до 30 числа текущего месяца. Контрактом предусмотрено право Подрядчика на привлечение субподрядных организаций.
Для исполнения своих обязательств по указанным государственным контрактам между ОАО «Автодор Коми» (Генеральный подрядчик) и ОАО «Коми дорожная компания» (Подрядчик) заключен договор субподряда, содержащий положения, аналогичные государственным контрактам. Усть-Куломский ДРСУч является филиалом ОАО «Коми дорожная компания», его начальником приказом №-л/с от 03.11.2009 назначен Попов А. В..
Таким образом, ОАО «Коми дорожная компания» в лице Усть-Куломского ДРСУч обязаны обеспечить эксплуатацию и ремонт дороги, в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, но в пределах работ, определяемых ежемесячным заданием, выдаваемым Заказчиком Подрядчику (ОАО «Автодор Коми») и предусмотренного на выполнение этого задания финансирования.
Судом исследованы бухгалтерские документы за январь-июнь 2010 года, состоящие из актов о приемке выполненных работ, подписанных Дорожным Агентством РК и ОАО «Автодор Коми», в соответствие с условиями государственного контракта, счета-фактуры, выставленные ОАО «Автодор Коми» Дорожному Агентству РК по оплате указанных в актах работ и соответствующие справки. Данные документы, по мнению суда, свидетельствуют о полном выполнении ОАО «Автодор Коми» своих обязательств перед Дорожным Агентством РК по государственным контрактам в пределах предусмотренного финансирования и ежемесячного задания, и, следовательно, о выполнении аналогичных обязательств ОАО «Коми дорожная компания, в том числе, ее филиалом – Усть-Куломским ДРСУч, перед ОАО «Автодор Коми» по договору субподряда, заключенному для исполнения государственных контрактов.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Суд считает, что ГИБДД ОВД по Усть-Куломскому району РК не представлено доказательств того, что обязанность выполнения действий, указанных в оспариваемом предписании, лежит на начальнике филиала ОАО «Коми дорожная компания» - Усть-Куломском ДРСУч – Попове А. В..
Руководствуясь статьями 194-199, 254, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Попова А.В. о признании предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОВД по Усть-Куломскому району от 27 июня 2010 года недействительным - удовлетворить
Признать предписание главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОВД по Усть-Куломскому району № 38 от 26 мая 2010 года, выданное на имя должностного лица в лице начальника Усть-Куломского ДРСУч Попова А.В. недействительным.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение
изготовлено 26.08.2010