Решение суда о совершении определённых действий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнению предписания государственного органа.



Дело № 2 - 7/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Фоминой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2011 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к МДОУ «Детский сад» с. Руч о совершении определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнению предписания государственного органа к МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконными действия в части нарушения санитарного законодательства РФ и о прекращении нарушения санитарного законодательства РФ,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе (далее – отдел Роспотребнадзора) на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обратился в суд с указанным иском к МДОУ «Детский сад» с. Руч и МОУ «Ручевская СОШ». Проверками соблюдения санитарного законодательства были выявлены многочисленные нарушения, для устранения которых внесены представления. Часть нарушений ответчиками не исполнена, чем создается угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца – начальник территориального отдела Роспотребнадзора Никитина В.Д. заявленные требования уточнила и просила их удовлетворить. По каждому из нарушений просит обязать устранить нарушения в срок до 01 сентября 2011 года.

Представитель ответчика - заведующая МДОУ «Детский сад» с. Руч Зезегова В.Д. с иском в целом согласна. Пояснила, что руководством учреждения все возможные меры для устранения нарушений санитарного законодательства РФ были предприняты. Необходимые заявки для выделения денежных средств учредителю были направлены. Однако фактически нарушения будут устранены по мере выделения бюджетных средств.

Представитель ответчика - директор МОУ «Ручевская СОШ» Холопова Н.В. с иском в целом согласна. Пояснила, что необходимые заявки для выделения денежных средств учредителю были направлены. Нарушения санитарного законодательства РФ будут устраняться по мере выделения бюджетных средств.

Представитель третьего лица - управления образования администрации МР «Усть-Куломский» Грушецкая Е.В. признала, что указанные государственным органом нарушения санитарного законодательства имеются. Однако проводится необходимая работа по выполнению предписаний и устранению нарушений.

Третье лицо на стороне ответчиков - администрация МР «Усть-Куломский», извещенное надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняло, своего представителя не направило.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано, в том числе, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Согласно Уставу учреждения его учредителем является администрация МР «Усть-Куломский». Имущество учреждения является муниципальной собственностью. Учреждение подконтрольно и подведомственно Управлению образования администрации МР «Усть-Куломский».

Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах, находящихся в его распоряжении денежных средств, в соответствии с действующим законодательством. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник. Постановлением главы МР «Усть-Куломский» № 39 от 21.01.2010 здания детских садов № 3 и 4 с. Руч переданы в оперативное управление МДОУ «Детский сад» с. Руч.

Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется Учредителем в соответствии со сметой доходов и расходов на основании договора между ними.

МДОУ «Детский сад» с. Руч имеет статус самостоятельного юридического лица и является некоммерческой организацией. Основная деятельность детского сада направлена на обучение и воспитание детей дошкольного возраста. Финансирование учреждения осуществляет администрация МР «Усть-Куломский» на основании сметы расходов.

На основании распоряжения № 1 от 24.02.2010 начальника территориального отдела Роспотребнадзора о проведении расследования инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний государственным надзорным органом в МДОУ «Детский сад» с. Руч была проведена проверка, в ходе которой был выявлен ряд нарушений санитарного законодательства. В части, касающейся предъявленного иска, выявлены следующие нарушения.

В образовательном учреждении не в полном объеме осуществляются меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания. В нарушение СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных паразитарных болезней» не обеспечиваются условия, предупреждающие возникновение и распространение инфекционных болезней.

Нарушены положения СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ», утв. приказом главного государственного санитарного врача РФ от 25.03.2003 № 24, а именно: 1) п. 2.10.8 - для просушки столовой посуды отсутствуют специальные решетки, подсушивается на полотенцах; 2) п. 2.4.18 - горшки используются детьми от 1,3 г. до 4 лет, так как не оборудованы унитазы для детей; 3) п. 2.14.3 - ежедневный утренний фильтр детей ясельного возраста не осуществляется, нет медицинского работника.

Нарушены положения СП 2.3.6 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 № 25, а именно п. 3.1 - пищеблок не оборудован системами внутреннего водопровода и канализации.

В силу выявленных нарушений, а также в нарушение п. 4.8.1. СП 3.1.1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций», отобранные смывы с оборудования указывают на наличие бактерий группы кишечной палочки, что свидетельствует о нарушении режима их обработки. В нарушение п. 1.9.15.1. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», образцы пищевых продуктов - «голубцы ленивые» и «яйцо отварное» не соответствуют по микробиологическим показателям, обнаружен стафилококк.

По итогам проверки 27.02.2010 МДОУ «Детский сад» с. Руч выдано предписание № 11 об устранении нарушений санитарного законодательства РФ, срок исполнения по которым был определен до 01.05.2010 и 01.09.2010.

Согласно информации МДОУ «Детский сад» с. Руч и объяснениям представителя учреждения пункты № 2, 3 и 12 предписания не выполнены и нарушения не устранены. В частности не оборудована канализация, не установлены детские унитазы для детей старше 1,5 лет, штат медсестры не укомплектован.

Судом также установлено, что МОУ «Ручевская СОШ» является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в муниципальной собственности на праве оперативного управления.

Согласно Уставу учреждения его учредителем является администрация МР «Усть-Куломский», которая в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет за школой в целях обеспечения её уставной деятельности, предусмотренной Уставом, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. Имущество, которым владеет школа, является муниципальной собственностью. Деятельность школы финансируется её учредителем в соответствии с договором между ними. Финансовое обеспечение школы осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного обучающегося. Школа самостоятельно распоряжается денежными средствами. Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

В период с 11.01.2010 по 05.02.2010 территориальным отделом Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ «Ручевская СОШ», по итогам которой был выявлен ряд нарушений санитарного законодательства РФ. В части, касающейся предъявленного иска, выявлены следующие нарушения по соблюдению обязательных требований.

Нарушены положения СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. приказом главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002: 1) п. 2.7.4 - не осуществляется своевременная замена картриджей фильтра очистки воды (последняя замена от 2004 года, срок эксплуатации истек в 2006 году); 2) п. 2.6.2. - в учебных помещениях не обеспечиваются нормируемые уровни освещенности (протокол № 1 от 20.01.2010); 3) п. 2.4.7 - станки в мастерской для трудового обучения не оборудованы местным освещением;

Нарушены положения СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утв. постановлением главного санитарного врача РФ № 45 от 23.07.2008: 1) п. 4.8 - не предусмотрены столовые приборы (ложки, вилки) из нержавеющей стали, используются алюминиевые приборы; 2) п. 4.12 - часть разделочных досок и мелкого деревянного инвентаря деформировано, с трещинами и механическими повреждениями. Часть столовой посуды (тарелки) с механическими повреждениями, сколами; 3) п. 4.10 - не упорядочено хранение разделочного инвентаря (досок, ножей) для обработки сырой и готовой продукции. Отсутствует холодильное оборудование для рыбы; 4) п. 5.1 – не выполнена внутренняя отделка на пищеблоке в соответствии с требованиями санитарного законодательства, не закреплены отпавшие керамические плитки на стенах и полу; 5) п. 5.10 - нарушаются условия хранения чистой столовой посуды (отсутствуют решетки для хранения тарелок).

Нарушены п. 5.5. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарные эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утв. постановлением главного санитарного врача РФ от 06.11.2001, - местами отошла облицовочная плитка от стен, полов, в производственных цехах, возле умывальных раковин для мытья рук школьников.

По итогам проверки МОУ Ручевская СОШ было выдано предписание № 4 от 29.01.2010 об устранении нарушений санитарного законодательства. С истечением сроков выполнения юридическим лицом предписания 04.08.2010 от директора учреждения поступила информация о невыполнении пунктов 7, 9, 25, 27 и 29 предписания. В целях обеспечения учреждения доброкачественной питьевой водой не проведена замена картриджей фильтров для очистки воды; в учебной мастерской не оборудовано местное освещение над станками; на пищеблоке не установлены стеллажи, решетки для хранения разделочного инвентаря и столовой посуды; не проведена замена поврежденного деревянного инвентаря, столовой посуды; не приобретены столовые приборы из нержавеющей стали; не выполнена отделка стен, полов пищеблока в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 03.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Статьей 17 указанного Федерального закона предусмотрено обязательное соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях.

Согласно ст. 28 указанного Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Из содержания п. 1.1 СП 2.3.6 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» следует, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников. В силу п. 3.1 этих же СП 2.3.6 1079-01, организации, независимо от форм собственности, мощности, места расположения, оборудуются системами внутреннего водопровода и канализации. Водоснабжение организаций осуществляется путем присоединения к централизованной системе водопровода, при его отсутствии оборудуется внутренний водопровод с водозабором из артезианской скважины, колодцев, каптажей.

На период проведения проверки МДОУ «Детский сад» с. Руч действовал СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ».

Согласно п. 2.4.18 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ» в туалетных для детей ясельного возраста до 1,5 лет устанавливают стеллажи с ячейками для хранения горшков. Горшки должны быть промаркированы. Пункт 2.14.3 определяет, что ежедневный утренний прием дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниям осматривает зев, кожу и измеряет температуру тела ребенка. Прием детей в ясельные группы осуществляется лицом, имеющим медицинское образование.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10» с 01 октября 2010 года приняты СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях». С момента введения в действие СанПиН 2.4.1.2660-10 утратили силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях", утв. постановлением главного государственного санитарного врача от 26.03.2003 N 24.

Согласно п. 1.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу подпунктов 6.18.2 и 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» в туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем, 4 детских унитаза. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 x 0,75 м., высота ограждения кабины - 1,2 м. (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.

В силу подпунктов 9.3, 9.4 и 9.6 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» водоснабжение и канализация должны быть централизованными. В неканализованных районах здания дошкольных организаций оборудуют внутренней канализацией, при условии устройства выгребов или локальных очистных сооружений. При отсутствии централизованного водоснабжения (холодного и горячего) следует обеспечить механизированную подачу воды на пищеблок, помещения медицинского назначения, прачечную, туалетные всех групповых ячеек. Температура воды, подаваемой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37 градусов C и не выше 60 градусов C.

В соответствии с подпунктами 12.2 и 19.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Медицинский работник осуществляет прием детей в ясельные группы и в случаях подозрения на заболевание - в дошкольных группах. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в изоляторе) до прихода родителей или направляют в лечебное учреждение. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники дошкольных организаций проводят: медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в т.ч. на педикулез; систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья и др.

Согласно п. 1.3 СанПиН «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», данные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 2.4.7 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях» в мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см. в переднее - заднем направлении. Сверлильные, точильные и другие станки должны оборудоваться местным освещением.

В силу подпунктов 1.2 и 1.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.

Подпунктами 4.10 и 4.12,5.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» закреплена необходимость использования раздельного и специально промаркированного оборудования, разделочного инвентаря и кухонной посуды. Не допускается использование кухонной и столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью; столовых приборов из алюминия; деревянного инвентаря с трещинами и механическими повреждениями. Санитарное состояние и содержание производственных помещений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания.

На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (часть 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).

Таким образом, исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к МДОУ «Детский сад» с. Руч о совершении определенных действий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства и исполнению предписания государственного органа, а также к МОУ «Ручевская СОШ» о признании незаконными действия в части нарушения санитарного законодательства РФ и о прекращении нарушения санитарного законодательства подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к МДОУ «Детский сад» с. Руч о совершении определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнению предписания государственного органа к МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконными действия в части нарушения санитарного законодательства РФ и о прекращении нарушения санитарного законодательства РФ удовлетворить.

Обязать МДОУ «Детский сад» с. Руч в срок до 01 сентября 2011 года исполнить предписание № 11 от 27 февраля 2010 года начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства РФ, а именно:

- оборудовать внутреннюю канализацию в соответствии с требованиями п. 3.1 СП 2.3.6 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;

- установить детские унитазы для детей старше 1,5 лет в соответствии с требованиями п.п. 9.3, 9.4, 9.6; 6.18.2; 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

- организовать медицинское обслуживание детей ясельной группы в соответствии с требованиями п. 12.2, 19.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

Признать незаконными действия МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа» в части нарушения санитарного законодательства РФ.

Обязать МОУ «Ручевская СОШ» прекратить нарушения санитарного законодательства РФ и исполнить предписание № 4 от 29 января 2010 года начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства РФ, а именно:

- в срок до 01.09.2011 для пищеблока приобрести дополнительное холодильное оборудование для хранения рыбы.

- в срок до 01.09.2011 в целях обеспечения учреждения доброкачественной питьевой водой в учреждении провести замену картриджей фильтров для очистки воды.

- в срок до 01.09.2011 оборудовать местное освещение над станками в мастерской;

- в срок до 01.09.2011 на пищеблоке установить стеллажи, решетки для хранения разделочного инвентаря и столовой посуды; провести замену поврежденного деревянного инвентаря и столовой посуды;

- в срок до 01.09.2011 внутреннюю отделку пищеблока выполнить в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

- в срок до 01.09.2011 провести замену столовых приборов из нержавеющей стали.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий