Дело № 2-52/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Ефремова С.А.,
при секретаре Липиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом
26 января 2011 г. дело по иску Холоповой Л.М. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми» об оспаривании решения пенсионного органа и возложении обязанности по включению периодов работы в должности медсестры детского ясли-сада и повышения квалификации в специальный стаж и досрочному назначению трудовой пенсии по старости со дня обращения за ней,
установил:
Холопова Л.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми об оспаривании решения пенсионного органа и возложении обязанности по включению периодов работы в должности медсестры детского ясли-сада Усть-Куломской сплавконторы и повышения квалификации в специальный стаж и досрочному назначению трудовой пенсии по старости со дня обращения за ней.
Истица пояснила, что в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемого стажа. При этом пенсионный орган не зачел в специальный стаж работу в должности медсестры детского ясли-сада в период с 23.05.1988 по 30.04.1993 и курсы повышения квалификации с 03.10.1994 по 31.10.1994, с 11.11.1997 по 09.01.1998, с 16.05.2005 по 30.05.2005 и с 04.09.2010 по 23.09.2010.
Заместитель начальника отдела назначения, перерасчета, выплат пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Медведева И.А. иск не признала, утверждая, что указанные периоды не могут быть включены в специальный стаж, поскольку истица осуществляла профессиональную деятельность в учреждении для детей, не относящемся по профилю к учреждениям здравоохранения, и которое не указано в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, что касается курсов повышения квалификации, действующее законодательство не предусматривает возможности зачета курсов повышения квалификации в страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Заслушав объяснения сторон, свидетельские показания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» введен в действие с 1 января 2002 года. Его применение предусматривает подсчет страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
03.06.2010 Холопова Л.М., рождения ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением пенсионного органа от 20 августа 2010 г. № Холоповой Л.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по мотивам недостаточности стажа профессиональной деятельности.
По расчетам пенсионного органа стаж лечебной деятельности по охране здоровья в сельской местности Холоповой Л.М. составлял 23 года 0 месяцев 3 дня (с учетом льготного исчисления). В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены периоды работы истицы в должности медсестры ведомственного детского ясли-сада и повышения квалификации.
В представленной на имя истицы трудовой книжке АТ-II № к спорному периоду времени относятся следующие записи:
№. 23.05.1988 «Принять на работу медсестрой детских яслей-сада Кужбинского сплавного участка с переводом с Усть-Куломской райбольницы с 23 мая 1988 года. Приказ №-к от 23.05.1988 .
№. 01.03.1993 Уволена с работы по ст. 29 п.5 КЗоТ РФ в связи с переводом в К-Ельский сельский Совет. Приказ №-к § 1 от 10.03.1993 .
№. 01.03.1993 Принята на работу в детский сад Кебанельского сельского Совета на должность медсестры. Приказ № от 01.03.1993 .
№ 30.04.1993 Уволена с работы по ст. 33 п.1 КЗоТ РФ в связи сокращением в штате д/с должности медсестры с 1 мая 1993 г.
Холопова Л.М., окончившая полный курс Воркутинского медицинского училища Минздрава Коми АССР по специальности медицинская сестра, была принята в соответствии с присвоенной квалификацией на постоянную работу в должности медсестры детского ясли-сада, не наделенного правами юридического лица, относящегося к Кужбинскому участку Усть-Куломской сплавной конторы. В этой должности истица работала и после передачи учреждения в ведение территориального органа местного самоуправления - Кебанъельского сельского Совета.
Холопова Л.М. пояснила, что выполняла работу, по условиям и характеру тождественную трудовым функциям медсестры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
В то время действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Верховным Судом Российской Федерации в пункте 10 Постановления от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» даны следующие разъяснения. До установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 5 ноября 2002 года N 320-О.
Период работы Холоповой Л.М. в должности медсестры детского ясли-сада с 23.05.1988 по 30.04.1993 относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
Таким образом, период работы истицы в должности медсестры с 23.05.1988 по 30.04.1993 детского ясли-сада Кужбинского участка Усть-Куломской сплавной конторы подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Статьи 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливают периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. Однако курсы повышения квалификации к зачету в страховой стаж этими нормами не предусмотрены.
В то же время с учетом разъяснений Минздравсоцразвития России в письме от 4 июня 2004 г. № МЗ-63, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату)…
Возможность применения прежнего пенсионного законодательства при установлении пенсий в соответствии с Законом № 173 подтверждена и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Статья 91 ранее действовавшего Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривала включение в общий трудовой стаж обучение на курсах повышения квалификации. Поэтому такие периоды, если они протекали до 1 января 2002 года, могли быть засчитаны в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ при определении права на трудовую пенсию.
Статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, установлено, что право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В силу действующих нормативных актов, повышение квалификации для медицинского работника является обязательным условием осуществления профессиональной деятельности и рассматривается как одна из особенностей труда работников системы здравоохранения.
В период работы в МУ «Усть-Куломская ЦРБ» Холопова Л.М. на основании приказов главного врача направлялась на курсы повышения квалификации с 03.10.1994 по 31.10.1994, с 11.11.1997 по 09.01.1998, с 16.05.2005 по 30.05.2005 и с 04.09.2010 по 23.09.2010, что подтверждено справкой МУ «Усть-Куломская ЦРБ.
По итогам повышения квалификации Холоповой Л.М. выданы соответствующие документы (удостоверение, свидетельство о прохождении повышения квалификации, сертификат).
Во время курсов истица под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, привлекалась к работе по специальности. На период повышения квалификации за ней сохранялся средний заработок, из которого производились отчисления в пенсионный фонд.
С учетом принципов правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), суд находит исковые требования Холоповой Л.М. подлежащими удовлетворению.
Период работы Холоповой Л.М. в должности медсестры детского ясли-сада с 23.05.1988 по 30.04.1993 и курсы повышения квалификации с 03.10.1994 по 31.10.1994, с 11.11.1997 по 09.01.1998, с 16.05.2005 по 30.05.2005 и с 04.09.2010 по 23.09.2010 подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
При зачете указанного периода истица имела необходимый для назначения льготной пенсии стаж. Расчеты, произведенные с применением программного комплекса, используемого пенсионным органом, показывают, что на момент обращения 03.06.2010 этот стаж составлял – 29 лет 4 месяца 18 дней.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Холоповой Л.М. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми» об оспаривании решения пенсионного органа и возложении обязанности по включению периодов работы в должности медсестры детского ясли-сада, курсов повышения квалификации в специальный стаж и досрочному назначению трудовой пенсии по старости со дня обращения за ней удовлетворить в полном объеме.
Признать решение пенсионного органа от 20 августа 2010 года № об отказе Холоповой Л.М. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости необоснованным.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском Республики Коми» районе включить в специальный стаж, то есть в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы Холоповой Л.М. в должности медсестры детского ясли-сада Кужбинского участка Усть-Куломской сплавной конторы с 23.05.1988 по 30.04.1993 и курсов повышения квалификации: с 03.10.1994 по 31.10.1994, с 11.11.1997 по 09.01.1998, с 16.05.2005 по 30.05.2005, с 04.09.2010 по 23.09.2010 и досрочно назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ со дня обращения за ней - 03 июня 2010 года.
Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе» в пользу Холоповой Л.М. возмещение расходов по государственной пошлине в сумме 200 рублей.
На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий