Решение суда о предоставлении вне очереди жилого помещения.



Дело № 2–321/ 2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Усть-Кулом 13 августа 2012 года

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Ерчина Ю.Н.,

при секретаре Федоровой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах Солтусенко С.В. и Солтусенко И.С. к администрации сельского поселения «Усть-Кулом» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района в интересах Солтусенко С.В. и Солтусенко И.С. обратился в суд с иском к муниципальному образованию сельского поселения «Усть-Кулом» о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, площадью 53 кв.м., в черте села Усть-Кулом. В обоснование иска указал, что Солтусенко С.В. и Солтусенко И.С. зарегистрированы и проживают в <адрес> в <адрес>, не пригодной для проживания и представляющей угрозу их жизни и здоровья. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением руководителя администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> признана не пригодной для постоянного проживания.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО1 настаивала на удовлетворении требования по основаниям приведенным в иске. Кроме того суду пояснила, что исковые требования фактически предъявлены к администрации сельского поселения, поскольку администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом МО СП «Усть-Кулом», наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

Солтусенко С.В. и Солтусенко И.С. поддержали исковые требования.

Администрация сельского поселения «Усть-Кулом» представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В заявлении также указала, что с исковыми требованиями не согласна, поскольку, по их мнению, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.

Заслушав лиц участвующих в рассмотрении иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.

Солтусенко С.В. и Солтусенко И.С. являются нанимателями трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 53 кв.м. Первоначально Солтусенко С.В. являлся нанимателем <адрес>, которую ему и трем членам его семьи предоставили по ордеру как работнику Верхне-Вычегодского леспромхоза. В <адрес> Солтусенко С.В., с дочерью <данные изъяты> и сыном <данные изъяты>, вселились в порядке обмена из <адрес> этого же дома по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ . В настоящее время супруга Солтусенко С.В. и его дочь переменили место жительства и членами его семьи не являются. Письменный договор социального найма органами местного самоуправления с Солтусенко С.В. ни на <адрес>, ни на <адрес> не оформлялся.

Установлено, что <адрес> в <адрес> Республики Коми как муниципальное имущество МО МР «Усть-Куломский» передана в муниципальную собственность муниципального образования сельского поселения «Усть-Кулом» согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Это имущество принято в казну МО СП «Усть-Кулом» и включено в реестр муниципального имущества на основании постановления руководителя администрации СП «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ. Собственниками имущества решений об исключении его из реестра муниципальной собственности не принималось.

По информации отделения УФМС РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Солтусенко С.В. и Солтусенко И.С. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям Управления Росреестра по РК Солтусенко С.В. и Солтусенко И.С. жилых помещений на праве собственности или ином праве не имеют /уведомление Управления федеральной службы государственной регистрации по РК от ДД.ММ.ГГГГ , /. Доказательств обладания истцами другими жилыми помещениями на каком-либо праве, судом не установлено.

По сообщению администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ Солтусенко С.В. и Солтусенко И.С. на учете в качестве лиц нуждающихся в жилом помещении не состоят. Договор социального найма между истцами и администрацией сельского поселения «Усть-Кулом» не заключен.

В справке от ДД.ММ.ГГГГ администрации СП «Усть-Кулом» приводится, что по данным похозяйственной книги по адресу: <адрес> зарегистрированы Солтусенко С.В., Солтусенко И.С. и ФИО2 Фактически проживают по адресу: <адрес> Б.

Вместе с тем в судебном заседание установлено, что Солтусенко С.В. проживает до настоящего времени по месту его регистрации по месту жительства, а Солтусенко И.С. временно проживает в <адрес> по месту работы. Фактическое проживание истцов по адресу: <адрес> Б, не нашло своего подтверждения.

Несмотря на отсутствие письменного договора, истцы указанным жилым помещением до настоящего времени пользуются на условиях социального найма, поскольку обратного не доказано. Передаваемое в социальный наем жилое помещение должно соответствовать установленным законом требованиям. Признание жилого помещения непригодным для проживания, исключало возможность заключения письменного договора социального найма.

Нормы жилищного законодательства не предусматривают состояние граждан на таком учете обязательным условием для предоставления им жилых помещений при условии, что они имели право состоять на учете. Ни из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других положений законодательства не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодным для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия, противоречило бы принципам равенства и справедливости. Такой вывод также закреплен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 № 376-О-П.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Условия и порядок внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлены статьей 57 Жилищного кодекса РФ. Согласно пункту 1 части 2 данной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Статьей 85 Жилищного кодекса РФ к случаям выселения граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, отнесены случаи, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, а жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу статей 86 и 87 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

На основании статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно актам, имеющимся в материалах дела, указанный жилой дом с 1998 года нуждается в капитальном ремонте, поскольку ремонт не проводился жилой дом пришел в непригодное для проживания состояние.

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, здание многоквартирного жилого <адрес> признано непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением руководителя администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ, помещения <адрес> признаны непригодными для постоянного проживания.

Несмотря на представленные заключения и фактическую невозможность сохранения жилого дома и указанного помещения, ни администрацией муниципального района «Усть-Куломский» (до ДД.ММ.ГГГГ), ни администрацией сельского поселения «Усть-Кулом» (после ДД.ММ.ГГГГ) в нарушение п. 49 Положения «О признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, решений о сносе дома, о проведении капитального ремонта или других ремонтно-восстановительных, либо мер по расселению жильцов в связи с признанием дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, не принималось.

Представителем ответчика не представлено доказательств, что указанный многоквартирный дом или его жилые помещения планируется ремонтировать или реконструировать для приведения в пригодное состояние для проживания граждан.

Установлено, что проживание людей в указанном доме и жилом помещении представляют опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния. При таких обстоятельствах, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия решения органа местного самоуправления о планах и сроках сноса дома. Суд вправе обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, учитывая и то, что в соответствии с частью 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам не может быть отнесено к категории жилых. Такие же выводы содержатся в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009.

В силу пунктов 1, 5, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ учет муниципального жилищного фонда, предоставление по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, контроль за сохранностью и соответствием жилых помещений установленным законом требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесены обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичное положение закреплено в пункте 6 статьи 9 Устава МО СП «Усть-Кулом».

Согласно ст. 24 Устава МО СП «Усть-Кулом» в структуру органов местного самоуправления входит администрация СП «Усть-Кулом». Согласно ст. 39 Устава и Положению об администрации СП «Усть-Кулом» администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом МО СП «Усть-Кулом», наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация поселения является самостоятельным юридическим лицом и муниципальным учреждением. Согласно п. 2 Положения об администрации СП «Усть-Кулом» одной из основных задач деятельности администрации является управление муниципальной собственностью и финансами.

В силу статей 3 и 5 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью МО СП «Усть-Кулом», утв. Решением Совета СП «Усть-Кулом» № I-22-107 от 26.06.2007 (в ред. Решения Совета СП «Усть-Кулом» № II-19-151 от 25.11.2010) от имени МО СП «Усть-Кулом» права собственника, в части распоряжения недвижимым имуществом, передачи объектов муниципальной собственности в пользование и заключении договоров, осуществления иных полномочий по управлению и распоряжению имуществом, осуществляет администрация СП «Усть-Кулом». Вышеприведенные положения не содержат условий о согласовании администрацией с кем-либо своих действий при принятии решений о предоставлении жилья гражданам по договорам социального найма, и такое решение администрацией СП «Усть-Кулом» принимается самостоятельно.

Утверждение о том, что администрация не является надлежащим ответчиком, в данном случае не имеет под собой правовых оснований, поскольку противоречит положениям статей 9, 10, 24, 39, 43, 59, 60, 81 Устава МО СП «Усть-Кулом» и Положению об администрации сельского поселения «Усть-Кулом».

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Усть-Куломского района о предоставлении Солтусенко С.В. и Солтусенко И.С. вне очереди жилого помещения в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Усть-Куломского района в интересах Солтусенко С.В. и Солтусенко И.С. к администрации сельского поселения «Усть-Кулом» удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Усть-Кулом» предоставить Солтусенко С.В. и Солтусенко И.С. вне очереди жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, общей площадью 53 кв.м., находящееся в черте села Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий – подпись.

Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин