Решение суда о возложении обязанности принять меры по организации питьевого водоснабжения.



Дело № 2-349/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Фоминой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 сентября 2012 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к администрации сельского поселения «Носим» о возложении обязанности принять меры по организации питьевого водоснабжения населения, соответствующего нормам санитарного законодательства,

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе (далее – отдел Роспотребнадзора) на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обратился в суд с указанным иском к администрации сельского поселения «Носим». Проверками соблюдения санитарного законодательства были выявлены нарушения санитарного законодательства при эксплуатации общественных колодцев, несоответствие качества воды в общественных колодцах нецентрализованного водоснабжения гигиеническим требованиям, что является нарушением СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Использование питьевой воды, не соответствующей санитарным нормам, создает угрозу возникновения вреда жизни и здоровью граждан, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В судебном заседании представитель истца – начальник территориального отдела Роспотребнадзора ФИО1 заявленные требования поддержала, уточнив и конкретизировав их содержание, и просила их удовлетворить.

Глава сельского поселения «Носим» - руководитель администрации ФИО2 исковые требования в целом признала. Несмотря на то, что на балансе сельского поселения общественные колодцы не состоят, не снимает с администрации поселения обязанности нормативного содержания таких объектов, поскольку это предусмотрено Уставом МО СП «Носим» и Федеральным законом № 131-ФЗ.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Судом установлено, что в период ДД.ММ.ГГГГ специалистами территориального отдела Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации сельского поселения «Носим», по итогам которой был выявлен ряд нарушений санитарного законодательства при эксплуатации общественных колодцев (источников питьевого нецентрализованного водоснабжения).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение 3.3.3. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» оголовки колодцев <данные изъяты> не имеют крышек, отсутствуют навесы над оголовками колодцев; В нарушение п. 3.3.5. СанПиН стенки шахты в обоих колодцах деревянные, прогнившие, что не исключает проникновения в колодец поверхностного стока, верховодки; В нарушение п. 3.3.4. СанПиН по периметру оголовка обоих колодцев не сделаны «замок» из глины, отмостки из бетона или асфальта радиусом не менее 2 м с уклоном 0,1 м от колодца в сторону кювета (лотка), вокруг колодцев отсутствуют ограждения; В нарушение п. 3.3.10. СанПиН в обоих колодцах для спуска в шахту с целью ремонта и очистки в стенках конструкций отсутствуют чугунные скобы; в нарушение п. 6.2. СанПиН в отношении обоих колодцев не проводится систематическое санитарное обследование источников и прилегающей к ним территории.

По результатам лабораторных исследований: 1) Проба воды подземного источника нецентрализованного водоснабжения - шахтный колодец в по <данные изъяты> по микробиологическим показателям не соответствует п.4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Обнаружены общие колиформные бактерии (НВЧ-46), термотолерантные колиформные бактерии (НВЧ-15) (протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ); 2) Исследованный образец воды подземного источника нецентрализованного водоснабжения - шахтный колодец по ул. <данные изъяты> по содержанию нитратов не соответствует п. 869 Раздел 11 ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», требованиям п. 4.1 раздел 1У СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», т.к. составляет 56 мг/дм3 (по нормативу не более 45 мг/дм3), что превышает верхнюю границу в 1,2 раза (протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ); 3) Проба воды подземного источника нецентрализованного водоснабжения - шахтный колодец по <данные изъяты> по микробиологическим показателям не соответствует п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Обнаружены общие колиформные бактерии (НВЧ -240), термотолерантные бактерии (НВЧ-240) (протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ); 4) Исследованный образец воды подземного источника нецентрализованного водоснабжения - колодца по <данные изъяты> по содержанию нитратов не соответствует п. 869 Раздел 11 ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», п. 4.1 раздел IV СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», т.к. составляет 46 мг/дм3 (по нормативу не более 45 мг/дм3), что превышает верхнюю границу в 1,02 раза (протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ).

По итогам проверки, проведенной в отношении администрации сельского поселения «Носим» внесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарного законодательства.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: - выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; - обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг; - осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В силу статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды таких систем санитарно – эпидемиологическим требованиям.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (часть 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).

Требования к содержанию нецентрализованных источников водоснабжения и к качеству воды в них установлены СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утв. Главным санитарным врачом Российской Федерации 17.11.2002 (введена в действие с 01.03.2003). Указанные нормы устанавливают также гигиенические требования к качеству воды, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. Указанные правила являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Согласно пунктам 1.3 и 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования. По своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

Пунктами 6.1 и 6.2. СанПиН 2.1.4.1175-02 предусмотрено, что контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями. С целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям

В силу пунктов 6.5 и 6.6 СанПиН 2.1.4.1175-02 если при контроле качества воды в скважине, колодце отмечено превышение микробиологических и (или) химических показателей по сравнению с нормативами таблицы п. 4.1, следует выполнить повторный отбор проб воды и провести дополнительные исследования в объеме микробиологических и (или) химических показателей. Стойкое ухудшение качества воды по микробиологическим и (или) химическим показателям в ряде повторно отобранных проб требует установления его причины и устранения.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения.

Аналогичное положение закреплено в статье 9 Устава муниципального образования сельского поселения «Носим», согласно которой к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Администрация СП «Носим» является постоянно действующим исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, одной из основных задач деятельности которой является создание необходимых условий для жизнеобеспечения населения.

Ответчиком не представлено сведений о наличии за администрацией СП «Носим» каких-либо зарегистрированных прав на объекты недвижимости в виде общественных колодцев. В судебном заседании установлено, что на территории сельского поселения «Носим» указанные общественные колодцы, расположенные <данные изъяты> <данные изъяты> не взяты на балансовый учет, хотя являются общественными, доступ к ним имеет любой желающий, т.е. неограниченный круг лиц, территория вокруг колодцев не огорожена, сами колодцы не находятся на территории владений граждан или организаций. Напротив главой поселения подтверждается, что колодцы находятся на территории земель поселения, в черте населенного пункта Носим. Таким образом, указанные общественные колодцы являются нецентрализованными источниками водоснабжения, использующимися для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения села Носим и производственных объектов. Эксплуатацию указанных нецентрализованных систем водоснабжения, в силу вышеуказанных нормативных положений, обязана осуществлять администрация СП «Носим», на которой и лежит обязанность обеспечить соответствие качества питьевой воды таких систем санитарно – эпидемиологическим требованиям.

Исследованные судом доказательства позволяют суду признать заявленные требования подлежащими удовлетворению. Факты нарушений санитарного законодательства администрацией СП «Носим» и их не устранение на момент рассмотрения дела, нашли свое подтверждение. Срок для устранения нарушений санитарного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным и достаточным для проведения необходимого комплекса мероприятий.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к администрации сельского поселения «Носим» о возложении обязанности принять меры по организации питьевого водоснабжения населения, соответствующего нормам санитарного законодательства, удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Носим» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить на территории населенного пункта Носим организацию питьевого водоснабжения населения, соответствующего санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», а именно:

- оголовки общественных колодцев, расположенных по <адрес>, оборудовать крышками и навесами;

- оборудовать стенки шахты общественных колодцев, расположенных по <адрес>, плотными материалами, изолирующими колодцы от проникновения поверхностного стока, а также верховодки;

- по периметру оголовок общественных колодцев, расположенных по <адрес>, оборудовать «замки» из глины, отмостки из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 м. с уклоном 0,1 м. от колодцев в сторону кювета (лотка), вокруг колодцев установить ограждения;

- в общественных колодцах, расположенных по <адрес>, для спуска в колодцы при ремонте и очистке в стенках оборудовать чугунные скобы, которые расположить в шахматном порядке на расстоянии 30 см. друг от друга;

- провести дезинфекцию общественных колодцев, расположенных по <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1175-02.

Обязать администрацию сельского поселения «Носим» проводить систематическое санитарное обследование общественных колодцев, расположенных по <адрес> <адрес> и прилегающей к ним территории.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий