Решение суда о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным.



Дело № 2 - 375/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Поповой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 24 сентября 2012 года дело по иску Кармановой Н.Д. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и необоснованным, признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки,

установил:

Карманова Н.Д. обратилась в суд к ответчику с указанным иском, утверждая, что ее право на получение мер социальной поддержки нарушено. В обоснование иска указала, что до ДД.ММ.ГГГГ работала в должности воспитателя детского сада, уволена по сокращению штата работников. С ДД.ММ.ГГГГ досрочно вышла на пенсию как педагогический работник. Педагогический стаж работы составляет более 25 лет. Отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении мер социальной поддержки считает незаконным и необоснованным. Просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки и обязать ответчика предоставить ей меры социальной поддержки.

В судебном заседании истица заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала.

Представитель истицы Першин В.С. также настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» по доверенности ФИО1 иск не признала, утверждая, что истица не имеет права на предоставление мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на момент выхода на пенсию не осуществляла педагогическую деятельность.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Как следует из материалов дела, Карманова Н.Д. с ДД.ММ.ГГГГ работала в общеобразовательных учреждениях в сельской местности на различных должностях. Согласно записям трудовой книжки ДД.ММ.ГГГГ истица уволена в связи с сокращением штата работников на основании п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ.

По сведениям пенсионного органа, Карманова Н.Д. является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сообщению Управления образования администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ истица пользовалась мерами социальной поддержки, как вышедший на пенсию педагогический работник, работавший и проживающий в сельской местности не менее 10 лет.

Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ истице меры социальной поддержки перестали предоставляться, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Письмом ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» от ДД.ММ.ГГГГ Кармановой Н.Д. сообщено, что в признании права на меры социальной поддержки, установленные для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах, и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, ей отказано.

Основанием к отказу явился вывод ответчика о том, что истица уволена с должности по педагогической деятельности до назначения трудовой пенсии.

Однако право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.

Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому, в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности, за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, от 24 января 1985 года № 85, Постановлением Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 № 203 «О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках» и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми» устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора.

Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона.

Данная правовая норма в редакции Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ устанавливала, что при выходе на пенсию право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имели педагогические работники, проработавшие не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, которые в период осуществления педагогической деятельности пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена.

Статья 2 Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Закон Республики Коми от 29.04.2011 N 46-РЗ внес изменения в редакцию абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми», которые вступили в силу с 10.05.2011.

Согласно внесенным в закон изменениям, сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, распространяется на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.

Закон Республики Коми от 02.05.2012 № 26-РЗ внес изменения в редакцию статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми», согласно которым установленные частью 1(1) названной статьи меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.

Как следует из материалов дела, истец имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет. Проживает в поселке сельского типа. Ей назначена трудовая пенсия по старости. В период осуществления педагогической деятельности, после ее прекращения и назначения пенсии пользовалась мерами социальной поддержки.

На момент подачи заявления в органы социальной защиты населения 21.02.2011 года новая редакция статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», вступившая в силу с 10.05.2011, еще не действовала.

Тем не менее, истица вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг согласно прежней редакции указанной выше правовой нормы.

Поскольку правоотношения сторон возникли до внесения названных изменений, положения измененной редакции Закона, ухудшающие положение Кармановой Н.Д. и означающие, по существу, отмену для нее права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ею в конкретных правоотношениях, при разрешении вопроса о наличии у заявительницы права на предоставление мер социальной поддержки применению не подлежат.

Иное правовое применение противоречит принципам правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение.

Эти принципы, в свою очередь, предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Принимая во внимание, что Карманова Н.Д. продолжает в настоящее время проживать в сельской местности, является получателем пенсии и имеет стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, ранее пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, суд приходит к выводу, что истица имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ч. 1(1) ст.18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

В силу п. 2 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственными учреждениями Республики Коми - Центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение.

В соответствии с разделами 2 и 3 Устава ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» функции по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложены на указанное Учреждение. Аналогичные положения содержались в Уставе учреждения и до его переименования в бюджетное учреждение. Поскольку предметом деятельности государственного учреждения - Центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения является предоставление государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, то обязанность по предоставлению мер социальной поддержки истцу должна быть возложена на указанное учреждение.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Кармановой Н.Д. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и необоснованным, признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, удовлетворить.

Признать отказ ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Кармановой Н.Д. мер социальной поддержки, незаконным и необоснованным.

Признать право Кармановой Н.Д. на меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» предоставить Кармановой Н. Д. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные статьей 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в пользу Кармановой Н. Д. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий

Мотивированное решение принято 24 сентября 2012 года в с. Усть-Кулом в Усть-Куломском районном суде.

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики ФИО2

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом ДД.ММ.ГГГГ дело по иску ФИО3 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и необоснованным, признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки,

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО3 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и необоснованным, признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, удовлетворить.

Признать отказ ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Кармановой Н.Д. мер социальной поддержки, незаконным и необоснованным.

Признать право Кармановой Нины Дмитриевны на меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1(1) статьи 18 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О социальной поддержке населения в Республике ФИО2».

Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» предоставить ФИО3 меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные статьей 18 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О социальной поддержке населения в Республике ФИО2» с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» в пользу ФИО3 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики ФИО2 в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий