Дело № 5-66/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ с. Усть-Кулом 05 мая 2011 года Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Логинова Г.Б., при секретаре Коняевой Т.В., с участием: помощника прокурора Усть-Куломского района Кузнецовой Л.Н., представителя юридического лица Юшкова А.Д., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Отдела внутренних дел по Усть-Куломскому району, расположенного по адресу: <адрес>, УСТАНОВИЛ: Постановлением прокурора Усть-Куломского района Республики Коми 18 апреля 2011 года в отношении Отдела внутренних дел по Усть-Куломскому району возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специальной лицензии, если такая лицензия обязательна. Заслушав объяснения представителя ОВД по Усть-Куломскому району Юшкова А.Д., помощника прокурора Кузнецову Л.Н., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии с п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежит медицинская деятельность. Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации 22.01.2007 № 30. Согласно пункту 4 указанного Положения, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)). Статьей 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 10-ФЗ «О содержании под стажей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. В соответствии с пунктами 1, 2 Приказа МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 "Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел"), медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. При оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 <*>, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о здравоохранении, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией. Согласно пунктам 7, 8 вышеуказанной инструкции, основными задачами медицинских работников ИВС являются: организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, осуществление противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС. При оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют: активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров: при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС. Таким образом, осуществление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом медицинской деятельности без соответствующей лицензии незаконно. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). В судебном заседании установлено, что в штате изолятора временного содержания государственного учреждения ОВД по Усть-Куломскому району состоит фельдшер медицинской части, имеющий высшее медицинское образование по специальности врач-педиатр, осуществляющий деятельность в сфере медико-социального обеспечения лиц, содержащихся в данном изоляторе, а также его работников. Согласно должностной инструкции фельдшера ИВС ОВД по Усть-Куломскому району в обязанности последнего входят осуществление ежедневного медицинского осмотра, покамерных обходов, оказание неотложной доврачебной медицинской помощи, обеспечение соблюдения правил приема лекарств спецконтингентом, осуществление медицинского контроля за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при размещении, организации питания, санитарной обработке лиц, содержащихся в ИВС и др., что основано на требованиях п. 7 Инструкции. Однако в нарушении требований законодательства о лицензировании лицензии на осуществление медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, в изоляторе временного содержания государственное учреждение ОВД по Усть-Куломскому району не имеет. Согласно п. 9 Положения об Отделе внутренних дел по Усть-Куломскому району, Отдел внутренних дел по Усть-Куломскому району является самостоятельным юридическим лицом. Представителем юридического лица Волковым В.В. было дано письменное объяснение, в котором он указал, что вопрос о лицензировании медицинской деятельности в ИВС района не поднимался, МВД по Республике Коми лицензию никогда не требовало. Медицинская деятельность осуществляется в ИВС с момента его организации, однако лицензия ранее не выдавалась. В целях получения лицензии ОВД района была затребована сумму для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений, в том числе, получения лицензии. Однако названное обстоятельство не освобождает Отдел внутренних дел по Усть-Куломскому району от установленной законодательством Российской Федерации ответственности. Согласно статье 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вина юридического лица в совершении данного правонарушения подтверждена материалами административного дела. При назначении административного наказания юридическому лицу, судом учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд признает признание юридическим лицом своей вины, принятие мер по устранению нарушений. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. В рассматриваемом деле, допущенные юридическим лицом нарушения требований, а также сам характер этих нарушений, непосредственно не создает реальной угрозы жизни и здоровью граждан – работников и спецконтингента, а цели административного наказания могут быть достигнуты путем назначения наказания менее строгого, чем административное приостановление деятельности. Санкция части 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает и такой вид административного наказания как предупреждение, который соответствует характеру совершенного административного правонарушения, и применение которого в данном случае отвечает целям предупреждения совершения новых правонарушений (ст.3.1 КоАП РФ). С учетом изложенного и мнения прокурора суд считает возможным назначить юридическому лицу минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в виде предупреждения. Руководствуясь статьями 23.1, 29.1 – 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, П О С Т А Н О В И Л: Признать юридическое лицо – Отдел внутренних дел по Усть-Куломскому району, расположенную по юридическому адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения. Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми. Судья Г.Б. Логинова