Постановление суда по статье 20.4 ч.1 КоАП РФ.



Дело № 5-91/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 июня 2011 года село Усть-Кулом

Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Ефремов С.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении в отношении юридического лица администрации сельского поселения «Зимстан»,

установил:

31 мая 2011 года в отношении администрации сельского поселения «Зимстан» государственным инспектором Усть-Куломского района по пожарному надзору Копыловым А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за нарушение требований пожарной безопасности. По определению должностного лица Госпожнадзора от 06.06.2011 дело об административном правонарушении передано в районный суд для разрешения вопроса об административном приостановлении деятельности юридического лица.

Заслушав объяснения главы администрации сельского поселения «Зимстан», должностного лица надзорного органа, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных нормами и правилами. Нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

При проведении внеплановой выездной проверки за соблюдением требований пожарной безопасности на территории сельского поселения «Зимстан» в п. Зимстан, п. Логинъяг, д. Фроловск, д. Климовск Усть-Куломского района выявлен ряд нарушений Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03). В протоколе об административном правонарушении они представлены под номерами 1-15:

1.     На территории сельского поселения «Зимстан» не созданы подразделения муници­пальной пожарной охраны. Основание: статья 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ « О пожарной безопасности»; ППБ 01-03 п. 11, п. 31.

2.                                             Не обеспечены необходимые условия для успешной деятельности добровольных по­жарных (отсутствует финансовое, материально-техническое обеспечение). Основание: ст. 10, ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ст. 63 Федерального закона от 22.07. 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях по­жарной безопасности»; ППБ 01-03 п. 11, п. 31.

3.                                             На территории населенных пунктов п. Зимстан, п. Логинъяг, д. Фроловск, и д. Кли­мовск не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай по­жара и не определен порядок вызова пожарной охраны. Основание: ППБ 01-03 п. 114.

4.                                             В здании администрации сельского поселения «Зимстан» монтаж и эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием, не осуществляется согласно требований нормативных документов по электроэнергетике (соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей вы­полнены без помощи опрессовки, сварки, пайки, или сжимов (винтовых, болтовых и т. д.). Ос­нование: ППБ 01-03 пункт 57; Правила устройства электроустановок (ПУЭ) издание 6 п. 2.1.21, п. 2.1.26, п. 2.1.27, п. 2.1.28; Правила технической эксплуатации электропотребителей (ПТЭЭП) п. 2.2.4, п. 1.8.2, п. 2.12.17.

5.                                             В здании администрации размеры люка для выхода на чердак составляют менее чем 0,6 х 0,8 м. Основание: ППБ 01-03 п. 3;СНиП 21-01-97* п. 8.4*.

6.                                             Планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара в здании администрации не соответ­ствуют нормативным требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009. Системы фотолюминесцентные эва­куационные. Требования и методы контроля. Основание: п. 3, п. 51, п. 27 ППБ 01-03; п. 4.5, п. 6.2, п. 4.3 ГОСТ Р 12.2.143-2009 Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля.; п. 6.1.4, п. 6.2.6 ГОСТ Р 12.4.026-2001 Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. На­значение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.

7.                       Работники администрации, ответственные за пожарную безопасность, не обучены пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регла­ментирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практическиенавыки по пре­дупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Основание: ППБ 01-03 пункт 3; Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности в организации» (утверждены приказом МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 ) п. 31, п. 32.

8.                                             В здании администрации в помещениях связистов нарушено огнезащитное покрытие (штукатурка) стен и потолков. Основание: ППБ 01-03 п. 36.

9.                      Здание администрации не оборудовано устройством молниезащиты. Основание: ППБ 01-03 п. 3; Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций утверждена Приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 280 СО 153-34.21.122-2003; ПУЭ издание 6 п. 7.3.142, п. 7.3.143; ПУЭ издание 7 п.п. 4.2.133. - 4.2.159.

10.                    Искусственный пожарный водоем емкостью 75 куб. м. в пос. Зимстан по ул. Оплеснина д. 9 (хлебопекарня) находится в неисправном состоянии, а именно: нет воды для целей пожаротушения; прогнило и разрушено перекрытие; отсутствует соответствующий указатель согласно ГОСТа; загорожен забором, который затрудняет подъезд пожарного автомобиля к водоему. Основание: ППБ 01-03 п. 90, п. 94, п. 23; Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

11.                    К естественным водоисточникам (к реке, ручью в пос. Зимстан, д. Климовск и д. Фроловск) отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12x12 м----------------- для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Основание: ППБ 01-03 п. 90, п. 94, п. 23; Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

12.                    В населенных пунктах сельского поселения «Зимстан» не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период растительности и другие). Основание: ППБ 01-03 п. 112.

13.                    Не обеспечивается беспрепятственный проезд пожарной техники в любое время года через реку Прупт к месту пожара в пос. Логинъяг, в связи с ветхостью деревянного моста грузоподъемностью 8 тонн (при массе пожарного автомобиля 11 тонн) и отсутствием постоянного наличия (в любое время года) понтонного моста. Основание: ППБ 01-03 пункт 3, пункт 11, пункт 23; Федеральный Закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 63; Феде­ральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» статья 19, статья 21.

14.     На территории сельского поселения «Зимстан» (пос. Зимстан, пос. Логинъяг, д. Климовск, Фроловск) не принимаются меры по обеспечению безводных районов достаточным наружным противопожарным водоснабжением и приведению источников наружного водоснабжения в над­лежащее состояние. Основание: ППБ 01-03 п.З, п. 89, п. 94; Федеральный Закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 62, статья 68; Свод правил «источники наружного противопожарного водоснабжения» СП 8.13130.2009 пункт 5.1 таблица 1, пункт 5.2 таблица 2 примечание 3, пункт 6.3, пункт 9.4, пункт 9.10; СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные се-Ы и сооуружения» п. 2.13, таблица 6, п. 2.24, п. 9.29.

15.     В здании администрации прибор приемно-контрольный пожарный автоматической пожарной сигнализации установлен на лестничной площадке, а не в помещении с персоналом, веду­щим круглосуточное дежурство. Также прибор приемно-контрольный пожарный автоматической пожарной сигнализации установлен в помещении, не защищенном от несанкционированного доступа. Основание: ППБ 01-03 п. 3; Нор­мы пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проек­тирования» НПБ 88-2001 п. 12.48*; Федеральный Закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 83; Свод правил СП 5.13130.2009 Сис­темы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматический. Нормы и правила проектирования, п. 13.14.5.

Администрация сельского поселения «Зимстан» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления данного муниципального образования с собственной компетенцией, установленной в соответствии с законом и уставом муниципального образования.

К вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, содержание которых определено Федеральным законом № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Полномочия органов местного самоуправления поселений в области пожарной безопасности установлены статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», в соответствии с которым утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность юридических лиц, что дает основание при соответствующих обстоятельствах рассматривать возможность привлечения к ответственности органов местного самоуправления – юридических лиц. Однако в статье 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», определяющей положения об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, в том числе о привлечении к административной ответственности, органы местного самоуправления как субъекты ответственности не указаны. Нет этого и в пункте 2 ППБ 01-03.

В то же время ответственность, в том числе административная, возлагается законом на руководителей органов местного самоуправления, отвечающих за обеспечение осуществления этими органами вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, должностных лиц в пределах их компетенции и лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Применительно к территории населенного пункта речь идет о невыполнении полномочий, возложенных именно на орган местного самоуправления, а не организации вообще. С учетом изложенного в данном случае правовых оснований для привлечения органа местного самоуправления к административной ответственности по факту нарушений требований пожарной безопасности № 1 – 3, 10 – 13 не имеется.

Субъектами ответственности правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

Рассматривая орган местного самоуправления в качестве организации, нарушившей правила пожарной безопасности, то есть лица, уполномоченного владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, необходимо учитывать положения ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку определение закона об административной ответственности юридического лица (ст. 2.1 КоАП РФ) опирается на гражданско-правовую конструкцию вины, постольку вопрос об ответственности собственника либо владельца имущества подлежит разрешению с учетом объема обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, предусмотренных не только законом, но и договором и т.д.

Местная администрация не является собственником здания. По отношению к этому органу местного самоуправления применимы положения о казенных учреждениях, которые отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Относительно требований к зданию и его оборудованию глава муниципального образования, руководитель местной администрации и председатель Совета сельского поселения «Зимстан» Ракина Н.М. заявила, что администрация сельского поселения не располагала денежными средствами для устранения нарушений пожарной безопасности в отношении здания (№ 4 - 9, 15), в котором находится орган местного самоуправления. Необходимых для этого средств нет и в бюджете муниципального образования. Такие доводы в ходе рассмотрения дела не опровергнуты.

В силу части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Реализация этого принципа заключается в том, что наличие признаков виновного деяния должно быть доказано уполномоченным государственным, органом или их должностными лицами, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Доказательства о передаче здания в оперативное управление и распределении обязанностей по соблюдению требований правил пожарной безопасности в отношении его, документы о бюджетном процессе и финансировании администрации сельского поселения, о бюджетных возможностях в ходе рассмотрения дела в суде должностным лицом противопожарной службы не представлены.

При таких обстоятельствах вина владельца имущества в нарушении требований правил пожарной безопасности признана доказанной быть не может.

Руководствуясь статьями 24.5 п. 2, пункту части 1.1 ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрацию сельского поселения «Зимстан» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

На постановление может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья