Дело № 5-107/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 24 октября 2011 года с. Усть-Кулом Судья Усть-Куломского районного суда РК Попов В.В., при секретаре Фоминой Т.В., с участием прокурора Маруневич Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в отношении индивидуального предпринимателя Тагаева А.Б., зарегистрированного в инспекции МНС РФ по <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ о том, что он вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом, участвовать в рассмотрении дела, в т.ч. при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, административное дело об административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Прокуратурой Усть-Куломского района проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ИП «Тагаев А.Б.» при эксплуатации летнего кафе, располагающегося в <адрес> В ходе комплексной проверки 02.08.2011 с 20 час. до 22 час. установлено, что Тагаевым А.Б. нарушены требования санитарно-эпидемиологического законодательства: для сбора мусора и пищевых отходов на территории не предусмотрены раздельные контейнеры с крышками; под навесом, непосредственно на почве установлены открытые баки, переполненные твердыми бытовыми отходами; мусоросборники не очищаются регулярно при заполнении 2/3 их объема, не подвергаются очистке и дезинфекции в установленном порядке; территория организации не благоустроена, урны переполнены; санитарная очистка объекта осуществляется самостоятельно Тагаевым А.Б. при отсутствии специального транспорта; при временном хранении отходов исключена возможность их загнивания и разложения: ежедневный вывоз твердых бытовых отходов не организован; для сбора пищевых отходов не предусмотрены сборники с закрывающимися крышками; для временного хранения пищевых отходов не предусмотрено охлаждающее помещение. Прокурор в действиях ИП Тагаева А.Б. обнаруживал состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В судебном заседании изложенные в постановлении доводы прокурором не поддержаны по следующим причинам. Проверкой были выявлены нарушения, связанные с хранением и размещением на территории кафе бытовых отходов, не представляющих опасности. Такие нарушения относятся к нарушениям санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемым к организации питания, а не при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Принятие итогового решения по данному делу оставляет на усмотрение суда. Индивидуальный предприниматель Тагаев А.Б. в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признал. Пояснил, что бытовые отходы не относятся к опасным отходам и класс опасности им не установлен. Он никогда не занимался деятельностью по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Выявленные нарушения ненадлежащего хранения бытовых отходов относятся к нарушениям санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемым к организации питания, а не при обращении с отходами. Заслушав доводы лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, заключение прокурора, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Судом установлено, что ИП Тагаев А.Б. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Видом экономической деятельности указанного предпринимателя является деятельность ресторанов и кафе. Статьей 8.2. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Указанные в ст. 8.2. КоАП РФ экологические и санитарно-эпидемиологические требования, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, предусмотрены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.1322-03 «Отходы производства и потребления», утв. Главным санитарным врачом РФ от 30.04.2003 (дата введения 15.06.2003). Указанные СанПиН устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов). Требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель. Из вышеприведенных нормативных положений, а также в силу статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", согласно которому под обращением с отходами следует понимать деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов, следует, что указанные виды деятельности осуществляются специализированными организациями. ИП «Тагаев А.Б.» к таким организациям, как установлено судом, не относится. Проверкой деятельности принадлежащего ИП «Тагаев А.Б.» кафе выявлены нарушения иного плана, а именно ненадлежащее размещение на территории кафе бытовых отходов, не представляющих опасности. Необходимость соблюдения санитарно-эпидемиологических требований предусмотрена статьей 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому при организации питания населения в специально оборудованных местах, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила. В соответствии с п.п. 2.6. и 2.8 СанПин 2.3.6.1079-01, утв. главным санитарным врачом РФ 06.11.2001 для сбора мусора и пищевых отходов на территории следует предусмотреть раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов. Мусоросборники очищаются при заполнении не более 2/3 их объема, после этого подвергаются очистке и дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Территория организации должна быть благоустроена и содержаться в чистоте. Согласно положениям ст. ст. 1.9, 2.2.1, 2.4.4, 2.4.11 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.11.1988 санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств, необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (баки, ведра и т.д.), окрашенные изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками (применять оцинкованные емкости без окраски запрещается). Временное хранение пищевых отходов в объектах торговли и общественного питания независимо от подчиненности их, должно осуществляться только в охлаждаемых помещениях. В рассматриваемом деле ИП Тагаевым А.Б. допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемые к организации питания населения в специально оборудованных местах, а не нарушение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления. Аналогичные обстоятельства подтвердила допрошенная в качестве свидетеля главный специалист – эксперт территориального отдела ТУ ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Усть-Куломском районе ФИО1, которая показала, что 24.09.2011 в адрес Роспотребнадзора поступило анонимное заявление о нарушении санитарных требований в кафе ИП Тагаева А.Б. По требованию прокурора она участвовала в комплексной проверке в качестве специалиста. Установлено, что работа кафе носит сезонный характер. В основном были выявлены нарушения правил хранения бытовых отходов, не представляющих опасности. Однако выявленные нарушения относятся к нарушениям санитарно-эпидемиологических требований к предприятиям и организациям питания населения. Нормы статьи 8.2 КоАП РФ носят специальный характер и применяются к учреждениям, деятельность которых связана с отходами. Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. ИП Тагаев А.Б. привлечен к ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ, отнесенной к административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования. Однако содержащиеся в действиях ИП Тагаева А.Б. признаки правонарушения, предусмотренного ст. 6.6. КоАП РФ отнесены к административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Поскольку указанные правонарушения не имеют единого родового объекта посягательства, то действия ИП Тагаева А.Б. не могут быть переквалифицированы. Поэтому данное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях ИП Тагаева А.Б. состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Руководствуясь статьями 24.5 п. 2, 23.1, 29.1 – 29.11 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ: Производство об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Тагаева А.Б., осуществляющего деятельность без образования юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд РК. Судья В.В. Попов