Дело № 5-38/2012 ПОСТАНОВЛЕНИЕ с. Усть-Кулом 21 сентября 2012 года Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Попов В.В., при секретаре Поповой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в отношении юридического лица администрации сельского поселения «Носим», расположенного по юридическому адресу: <адрес>, административное дело об административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, установил: ДД.ММ.ГГГГ специалистами территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в <адрес> проведена плановая выездная проверка в отношении администрации СП «Носим», в ходе которой выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, регламентированных СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». В судебном заседании начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в Усть-Куломском районе ФИО3 обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полностью поддержала. Пояснила, что юридическим лицом нарушены санитарно-эпидемиологические требования к организации водоснабжения. Поскольку федеральными законами и уставом органа местного самоуправления предусмотрена обязанность администрации СП «Носим» по организации водоснабжения, то отсутствие общественных колодцев в реестре муниципальной собственности значения не имеют. Глава сельского поселения «Носим» - руководитель администрации ФИО4 вину в совершении правонарушения признала. Пояснила, что указанные в протоколе об административном правонарушении колодцы на балансе администрации СП «Носим» не состоят. Однако изучение нормативных документов показывает, что вне зависимости от этого, обязанность органа местного самоуправления обеспечить население водоснабжением, должна быть выполнена. Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. По результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому нарушены следующие положения СанПиН 2.1.4.1175-02: 1) п. 2.5. подземный нецентрализованный источник водоснабжения (колодец по <адрес>) оборудован на расстоянии менее 50 м. от жилых домов граждан Гуляева и Лодыгина с выгребными туалетами; 2) п. 3.3.3. оголовок колодца в по <адрес> и <адрес> не имеет крышки. Отсутствуют навесы над оголовками колодцев по <адрес>; 3) п. 3.3.5. стенки шахты деревянные, прогнившие, что не исключает проникновения в колодец поверхностного стока, верховодки; 4) п. 3.3.4. по периметру оголовка колодцев не сделан «замок» из глины, отмостки из бетона или асфальта радиусом не менее 2 м с уклоном 0,1 м от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодцев отсутствуют ограждения, не установлена скамья для ведер возле колодца по <адрес>; 5) п. ДД.ММ.ГГГГ. для спуска в колодец для ремонта и очистки в стенках конструкций отсутствуют чугунные скобы; 6) п. 6.2. систематическое санитарное обследование источника и прилегающей территории не проводится. ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации СП «Носим» должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Усть-Куломском районе ФИО3 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, в ходе проверки были отобраны пробы воды их 3 колодцев: - общественного колодца, расположенного около дороги по <адрес>, у здания бани домовладения № по <адрес> в <адрес>; - общественного колодца, расположенного через дорогу по <адрес> в <адрес> напротив магазина Усть-Куломского сельского потребительского общества (ошибочно отражено о расположении колодца по <адрес>); - общественного колодца, расположенного за зданием магазина ООО «Эдельвейс». Согласно протоколам лабораторных исследований № <данные изъяты>2012 все образцы воды по исследованным микробиологическим показателям не соответствует гигиеническим требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. Обнаружены общие колиформные бактерии (НВЧ-15 и НВЧ-46, НВЧ-240) и термотолерантные колиформные бактерии (НВЧ-4 и НВЧ-240). Согласно экспертным заключениям от ДД.ММ.ГГГГ, выданным филиалом <данные изъяты>» сделаны аналогичные выводы о несоответствии воды из подземных источников нецентрализованного водоснабжения в <адрес> по микробиологическим показателям требованиям СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Кроме обнаружения общих колиформных бактерий, нарушены требования п. 555 Раздела 11 ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по содержанию железа, п. 4.1 раздел IV СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». В частности, в шахтном колодце по <адрес> показатель цветности составляет 58 градусов (по нормативу не более 30 градусов), что превышает верхнюю границу нормы в 1,9 раза; показатель перманганатная окисляемость составляет 28,8 мгО/дм 3 (по нормативу 7 мгО/дм3), что превышает верхнюю границу нормы в 4 раза; показатель железо составляет 0,64 мг/дм 3 (по нормативу не более 0,3 мг/дм3), что превышает верхнюю границу нормы в 2,1 раза. Нарушены требования п. 869 Раздела 11 ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», п. 4.1 раздела IV СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». В частности, в шахтном колодце по <адрес> проба воды по содержанию нитратов составляет 56 мг/дм3 (по нормативу не более 45 мг/дм3), что превышает верхнюю границу в 1, 2 раза; в шахтном колодце по <адрес> (ошибочно указана <адрес>, вместо <адрес>) проба воды по содержанию нитратов составляет 46 мг/дм3 (по нормативу не более 45 мг/дм3), что превышает верхнюю границу нормы в 1, 02 раза. Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: - выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; - обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг; - осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. В силу статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды таких систем санитарно – эпидемиологическим требованиям. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (часть 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона). Требования к содержанию нецентрализованных источников водоснабжения и к качеству воды в них установлены СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утв. Главным санитарным врачом Российской Федерации 17.11.2002 (введена в действие с 01.03.2003). Указанные нормы устанавливают также гигиенические требования к качеству воды, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. Указанные правила являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. Согласно п. 2.5 СанПин 2.1.4.1175-02 место расположения водозаборных сооружений следует выбирать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 м. выше по потоку грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения: выгребных туалетов и ям. При невозможности соблюдения этого расстояния место расположения водозаборных сооружений в каждом конкретном случае согласуется с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора. В соответствии п. 3.3.3 СанПин 2.1.4.1175-02 оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку. Согласно п. 3.3.4 СанПин 2.1.4.1175-02 по периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер. Пункт 3.3.5 СанПин 2.1.4.1175-02 предусматривает, что ствол (шахта) служит для прохода водоподъемных приспособлений (ведер, бадей, черпаков и т.п.), а также в ряде случаев и для размещения водоподъемных механизмов, поэтому стенки шахты должны быть плотными, хорошо изолирующими колодец от проникновения поверхностного стока, а также верховодки. Согласно п. 3.3.10 СанПин 2.1.4.1175-02 для спуска в колодец при ремонте и очистке в стенки его должны заделываться чугунные скобы, которые располагаются в шахматном порядке на расстоянии 30 см друг от друга. В соответствии п. 6.2 СанПин 2.1.4.1175-02 с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям Пункт 4.1 СанПин 2.1.4.1175-02 предусматривает, что по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать органолептическим, химическим, микробиологическим нормативам. Так, нитратов (NO 3) мг/л должно присутствовать не более 45 мг/дм3, окисляемость перманганатная должна составлять 5-7 мг/л, общие колиформные бактерии и термотолерантные колиформные бактерии в 100 мл. должны отсутствовать. Гигиенические нормативы «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 года N 52-Ф3. Настоящие Нормативы действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают предельные допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и бытового водопользования, распространяются на воду подземных и поверхностных водоисточников, используемых, в т.ч. для нецентрализованного водоснабжения населения. По нормативу показатель железа (включая хлорное железо по Fe) не должен превышать 0,3 мг/дм3 (п. 555 ПДК), показатель нитратов (по NO3) по нормативу не должен превышать 45 мг/дм3 ( п. 869 ПДК). Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Надзорным органом в ходе проведенных проверочных мероприятий были установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Со стороны надзорного органа мероприятия по выявлению указанных нарушений, были осуществлены в установленном законом порядке и на законных основаниях. Органом государственного надзора (контроля) нормы федерального законодательства РФ выполнены, а права юридического лица при проведении государственного контроля (надзора) не нарушены. На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения. Аналогичное положение закреплено в статье 9 Устава муниципального образования сельского поселения «Носим», согласно которой к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения. Администрация СП «Носим» является постоянно действующим исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, одной из основных задач деятельности которой является создание необходимых условий для жизнеобеспечения населения. В судебном заседании установлено, что на территории сельского поселения «Носим» указанные общественные колодцы не взяты на балансовый учет, хотя являются общественными, доступ к ним имеет любой желающий, т.е. неограниченный круг лиц, территория вокруг колодцев не огорожена, сами колодцы не находятся на территории владений граждан или организаций. Сведений о наличии за администрацией СП «Носим» каких-либо зарегистрированных прав на объекты недвижимости в виде общественных колодцев в судебное заседание не представлено. Главой сельского поселения подтверждается, что колодцы находятся на территории земель поселения, в черте населенного пункта Носим. Таким образом, указанные общественные колодцы являются нецентрализованными источниками водоснабжения, использующимися для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения села Носим и производственных объектов. Эксплуатацию указанных нецентрализованных систем водоснабжения, в силу вышеуказанных нормативных положений, обязана осуществлять администрация СП «Носим», на которой и лежит обязанность обеспечить соответствие качества питьевой воды таких систем санитарно – эпидемиологическим требованиям. В соответствии со статьей 2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вина администрации сельского поселения «Носим» в совершении правонарушения подтверждена материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом лабораторных исследований проб воды по микробиологической экспертизе, экспертным заключением № по результатам санитарно-эпидемиологической оценке соответствия результатов исследований, измерений, испытаний требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Привлечение к административной ответственности должностного лица – главы сельского поселения за совершение административного правонарушения, не исключает ответственности юридического лица. Поэтому доводы главы сельского поселения в этой части о том, что ей уже назначено административное наказание за совершение фактически аналогичных деяний, суд находит необоснованным. При назначении административного наказания, судом учитывается характер совершенного правонарушения. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено. В силу статьей 3.2. и 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, и назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. В рассматриваемом деле представлены доказательства тому, что дальнейшая эксплуатация указанных объектов, вода в которых не соответствует нормам санитарного законодательства, создает непосредственную угрозу жизни или здоровью людей. Поэтому цели административного наказания не могут быть достигнуты путем назначения наказания менее строго, чем административное приостановление деятельности. Руководствуясь статьями 23.1, 29.1 – 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил: Признать юридическое лицо администрацию сельского поселения «Носим» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначить юридическому лицу - администрации сельского поселения «Носим» административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на <данные изъяты>, заключающееся во временном прекращении на указанный срок следующих объектов: - общественного колодца (источника нецентрализованного водоснабжения), расположенного около дороги по <адрес> в <адрес>, на расстоянии 10 метров в южном направлении от здания бани, расположенного на территории домовладения № по <адрес> Республики Коми. - общественного колодца (источника нецентрализованного водоснабжения), расположенного через дорогу по <адрес> в с<данные изъяты> на удалении примерно 30 метров в западном направлении от здания магазина. - общественного колодца (источника нецентрализованного водоснабжения), расположенного на удалении примерно 10 метров северо-восточнее от здания магазина, принадлежащего <данные изъяты>». Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления эксплуатации объектов. Срок временного запрета деятельности, примененного в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, засчитать в срок административного приостановления деятельности. Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд. Судья