ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . г.Ухта РК У С Т А Н О В И Л: Свои требования мотивировала тем, что работает в МУ «Медавтотраспорт». Согласно обзору законодательства и судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2009 г., утвержденному Постановлением Президиума ВС РФ от г. следует «В силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда». Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда на всей территории РФ федеральным законом. Согласно ст. 129, 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Таким образом, базовый оклад должен соответствовать МРОТ, а должностной оклад исчисляться как МРОТ с увеличением согласно тарифного коэффициента. С 01 сентября 2007 г. федеральным законом от 20.04.2007 г. №54-ФЗ был установлен МРОТ, равный 2300 руб. В постановлении Правительства РК №223 от 01.10.2007 г. «О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений РК» с 01.09.2007 г. были изменены повышающие коэффициенты, а базовый оклад 1 разряда составил 1404 руб., что меньше МРОТ. С 25.06.2008 г. оклад истца составил 1580 руб., коэффициент 1,125 на оклад 1 разряда. Учитывая, что базовый оклад не может быть ниже МРОТ, истец должен получать оклад 2587 руб. 50 коп. (2300х1,125). Согласно постановлению правительства РК от 11.09.2008 г. №239 «Об оплате труда работников государственных учреждений РК», постановлению Правительства РК от 11.09.2008 г. №234 «О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений РК» на территории РК в учреждениях здравоохранения был установлен базовый оклад, равный 1404 руб., а не 2300 руб. С 01.12.2008 г. введено в действие Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников МУ «Медавтотранспорт», в котором размер базового оклада составляет 1404 руб., а не 2300 руб. В положении об оплате труда работников здравоохранения МУ «Медавтотранспорт» не отражена тарифная сетка с соответствующими коэффициентами, однако коэффициент оклада истца можно рассчитать как соотношение между окладом истца и окладом, минимальным по отрасли. Этот коэффициент соответствует тарифным окладам и коэффициентам в тарифной сетке постановления Правительства РК от 11.09.2008 г. №234. С 01.12.2008 г. дополнительным соглашением от 01.12.2008 г. истцу был установлен оклад 1910 руб., что соответствует 5 разряду и коэффициенту 1, 360. С 01.11.2009 г. оклад истцу был установлен в размере 2328 руб., коэффициент 1,658. С 01.01.2009 г. минимальный размер оплаты труда в соответствии с ФЗ №91 от 24.06.2008 г. составляет 4330 руб. В случае, если бы произошло повышение базового оклада по отрасли с 1404 руб. до 4330 руб., то должностной оклад истца согласно коэффициенту 1, 658 составил бы 7179 руб. 14 коп. (4330х1,658). Таким образом, с 01.09.2007 г. заработная плата истца начислялась без учета повышения МРОТ, что является нарушением трудового законодательства и влечет невыплату в установленном порядке всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, положенных истцу в соответствии с трудовым договором и трудовым законодательством. Согласно ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый человек имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. С 01.09.2007 г. уровень оплаты труда работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей по сути дискриминационного сравнялся с уровнем оплаты труда из регионов с благоприятными условиями, поскольку в понятие МРОТ были включены все выплаты за работу в суровых климатических условиях, стимулирующие и социальные выплаты. Просит взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату в сумме 321161 руб. 99 коп., установить базовый оклад на уровне 4330 руб. с одновременной индексацией согласно квалификации работников. В судебном заседании истица исковые требования поддержала в редакции искового заявления. Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд не представила. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика выразил несогласие с исковыми требованиями, указал на пропуск истцом срока давности обращения в суд, а также на то, что трудовое законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок (окладов) не может быть ниже МРОТ. Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Денисюк М.А. принята на работу в МУ «Медавтотранспорт» . Истице за выполнение трудовой функции установлен оклад процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера 50%, районный коэффициент 30%. Кроме этого истице на основании Положения об оплате труда работников МУЗ «УССМП» ежемесячно производятся выплаты стимулирующего характера, а также производятся выплаты материальной помощи, производится доплата за расширенный объем работы. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья). Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда. В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Исковое заявление о взыскании недополученной заработной платы предъявлено истицей в суд . Учитывая, что истица ежемесячно получала заработную плату, знала о составных частях выплачиваемой заработной платы, уважительных причин пропуска срока истицей не представлено и в судебном заседании не установлено, ходатайство о восстановлении срока не заявлялось, суд с учетом нормы, предусмотренной ч.1 ст. 392 ТК РФ, проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истице за последние три месяца до момента обращения с иском в суд. Согласно сведениям о начисленной и выплаченной заработной платы истицы видно, что совокупный размер месячной заработной платы истицы, включая должностной оклад, вышеуказанные компенсационные выплаты, стимулирующие надбавки, районный коэффициент и северную надбавку, с учетом отработанной нормы рабочего времени за спорный период не был ниже установленного минимального размера оплаты труда, нарушений трудовых прав истицы при выплате заработной платы за данный период ответчиком не допущено. Доводы истицы о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права. Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса). В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Исходя из изложенного исковые требования Денисюк М.А. о взыскании невыплаченной заработной платы, установлении базового оклада на уровне 4330 руб. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Денисюк М.А. к Муниципальному учреждению «Медавтотранспорт» о взыскании невыплаченной заработной платы, установлении базового оклада . отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения. Мотивированное решение изготовлено . Судья О.Н.Чурина Верно О.Н.Чурина № 2-4399/2010
Р Е Ш Е Н И Е Ухтинский городской суд в составе председательствующего судьи Чуриной О.Н., при секретаре Тарануха Г.В., с участием истца Денисюк М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисюк М.А. к Муниципальному учреждению «Медавтотранспорт» о взыскании невыплаченной заработной платы,
Денисюк М.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению «Медавтотранспорт» о взыскании невыплаченной заработной платы.