Дело № 2-4511/10 Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации 09 сентября 2010 года г. Ухта Республики Коми Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми в составе: Председательствующего судьи Хазиевой С.М. при секретаре Рузиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гнатенко В.В. к Государственному учреждению здравоохранения «Ухтинский межтерриториальный родильный дом», к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми об обязывании произвести перерасчет заработной платы, взыскании недоначисленной заработной платы и отпускных, взыскании денежной компенсации задолженности по недоначисленной заработной плате, об обязывании установить должностной оклад не ниже минимального размера оплаты труда, установил: Гнатенко В.В. обратилась в Ухтинский городской суд Республики Коми с иском к Государственному учреждению здравоохранения «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» (далее – ГУЗ «УМРД»), к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми об обязывании произвести перерасчет заработной платы, взыскании недоначисленной заработной платы и отпускных, взыскании денежной компенсации задолженности по недоначисленной заработной плате, об обязывании установить должностной оклад не ниже минимального размера оплаты труда. В исковом заявлении истец указала, что она работает в ГУЗ «УМРД» в должности медсестры отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных детей с 01.11.1995 года по настоящее время. С 01.09.2007 года Федеральным законом от 20.04.2007 года № 54 –ФЗ был увеличен минимальный размер оплаты труда до 2.300 рублей. Считает, что размеры тарифных ставок, окладов, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, которые могут устанавливаться лишь свыше названного МРОТ. Её оклад на 01.09.2007 года составил 3087 рублей. Учитывая, что базовый оклад не может быть ниже МРОТ, то она должна была получать оклад 5057,7 руб. (2300х2,199). Таким образом, в период с 01.09.2007 года по 26.03.2008 года работодатель не доплатил ей около 14.000 рублей без учета всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и оплаты всех выполненных работ по совместительству и замещению. С 26.03.2008 года после присвоения ей высшей квалификационной категории её оклад составил 3390 рублей, а должен быть 5.554, 5 руб. (2300х2,415). Таким образом, в период с 23.03.2008 года по 01.01.2009 года работодатель не доплатил ей около 20.000 рублей без учета всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и оплаты всех выполненных работ по совместительству и замещению. С 01.01.2009 года Федеральным законом от 24.06.2008 года № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4.330 рублей. Ни работодатель, ни Правительство Республики Коми не внесли никаких изменений в базовый оклад. Если бы произошло повышение базового оклада по отрасли с 1404 руб. до установленного Федеральным законом 4.330 руб., то её должностной оклад составил бы 10.456,9 руб. (4300х2,415). Таким образом, в период с 01.01.2009 года по 01.01.2010 года работодатель не доплатил ей около 80.000 рублей без учета всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и оплаты всех выполненных работ по совместительству и замещению. С 01.01.2010года её должностной оклад должен составлять 11.275 руб.(4300х2,604). Таким образом, в период с 01.01.2010 года по настоящее время работодатель не доплатил ей около 38.000 рублей без учета всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и оплаты всех выполненных работ по совместительству и замещению. Истец просит обязать ответчиков произвести перерасчет заработной платы с 01.11.2007 года по 01.01.2009 года исходя из оклада не ниже минимального размера оплаты труда 2.300 рублей, с 01.01.2009 года до даты вынесения решения суда исходя из оклада не ниже минимального размера оплаты труда 4330 руб. с учетом всех компенсационных, стимулирующих, социальных выплат и оплаты всех выполненных работ по совместительству и замещению, с учетом квалификационной категории, взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату и отпускные с 01.09.2007 года по день вынесения решения с учетом выполненной работы по совместительству и замещению, с учетом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, с индексацией в размере около 152.000 рублей, взыскать денежную компенсацию задолженности по недоначисленной заработной плате с учетом компенсационных и стимулирующих выплат согласно ст. 236 ТК РФ, обязать ответчика установить должностной оклад не ниже минимального размера оплаты труда 4300 рублей с применением коэффициента, соответствующего занимаемой должности и квалификационной категории. Определением от 09.08.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика было привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми. В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствии. В судебное заседание представитель ответчика - Республики Коми в лице Министерства финансов Республики Коми и представитель третьего лица - Министерства здравоохранения Республики Коми не явились, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителей, представлены письменные отзывы на исковое заявление. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии истца, представителя ответчика Республики Коми в лице Министерства финансов Республики Коми и представителя третьего лица. В судебном заседании представитель ответчика ГУЗ «УМРД» Краснова Л.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования Гнатенко В.В. не признала, указала, что истцом пропущен срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, заработная плата начисляется истцу в соответствии с Трудовым кодексом РФ и нормативно-правовыми актами Республики Коми. В представленном суду письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Республики Коми в лице Министерства финансов Республики Коми гр. Туркина В.И. указала, что исковые требования Гнатенко В.В. вытекают из трудовых отношений, истец является работников ГУЗ «УМРД», таким образом Министерство финансов Республики Коми является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, истцом пропущен срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренный ст. 392 ТК РФ. В представленном суду письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица Министерства здравоохранения Республики Коми гр. Мурашко М.А. исковые требования Гнатенко В.В. не признал и указал, что истцом пропущен срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, заработная плата истцу начислялась исходя из должностного оклада, определенного трудовым договором с последующим увеличением, сумма ежемесячной заработной платы истца превышает размер минимальной оплаты труда, установленный Федеральным законом. В соответствии с постановлениями Правительства Республики Коми № 224 и № 227 от 26 июля 2010года увеличиваются оклады работникам учреждений здравоохранения с 01 октября 2010года. Суд, выслушав представителя ответчика ГУЗ «УМРД», исследовав материалы дела, не находит иск подлежащим удовлетворению. В судебном заседании было установлено, что Гнатенко В.В. работает в ГУЗ «УМРД» в должности медицинской сестры палатной отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных детей с 01 ноября 1995 года. На основании приказа № 90-к от 31 октября 1995 года она принята на работу с оплатой по 8 разряду ЕТС. 20 июня 2000 года истцу установлен 10 разряд ЕТС, 26 марта 2008 года ей присвоена высшая квалификационная категория. Согласно условиям трудового договора № 66, заключенного 17 ноября 2008 года между сторонами, истцу был установлен должностной оклад (тарифная ставка) в размере 3.390 рублей. В соответствии с дополнительным соглашением № 1 к трудовому договору от 31 декабря 2009 года истцу установлен оклад в размере 3.656 рублей в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми № 239 от 11 сентября 2008 года «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми» и Постановлением Правительства Республики Коми № 234 от 11 сентября 2008 года «О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми». В соответствии с приказами «О совместительстве» истцу производились оплаты за фактически отработанное время по совместительству, в частности за периоды: с 15 марта, с 03 мая, с 01 июня, с 01 июля 2010года. Истцу выплачиваются ежемесячные выплаты компенсационного и стимулирующего характера. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья). Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда. В судебном заседании представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного ст. 392 ТК РФ. В соответствии с ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая). При пропуске по уважительным причинам срока, установленного частью первой настоящей статьи, он может быть восстановлен судом. Исковое заявление подано истцом в суд 12 июля 2010 года (дата на исковом заявлении). Заявленные истцом исковые требования не относятся к требованиям о взыскании уже начисленной, но не выплаченной заработной платы, исковые требования относятся к оспариванию недоначисленных сумм заработной платы и их взысканию. Истец ежемесячно получала заработную плату, знала о составных частях выплачиваемой заработной платы: должностном окладе, начисленных стимулирующих и компенсационных выплатах, могла сопоставить размер своего оклада и соответственно размер своей ежемесячной заработной платы с установленным Федеральным законом на территории Российской федерации минимальным размером оплаты труда, имела возможность оспорить свои, как она считает нарушенные права, уважительных причин пропуска срока истцом не представлено и в судебном заседании не установлено, поэтому, суд с учетом нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 392 ТК РФ, проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения с иском в суд, то есть с апреля 2010года. Согласно расчетных листов, представленных в материалы дела, совокупный размер месячной заработной платы Гнатенко В.В., включая должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты за спорный период (апрель - июль 2010 года), без учета оплаты по совместительству не был ниже установленного минимального размера оплаты труда. В частности, с учетом работы по совместительству за апрель 2010 года истцу была начислена заработная плата в размере 12.756,74 рублей, за май 2010 года начислено 14.800,84 рублей с учетом отпускных выплат, за июнь 2010 года начислено 21.041,75 рублей и за июль 2010 года начислено 18.760,25 рублей. Нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы за данный период ответчиком не допущено. Доводы истца о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, и надбавки компенсационного и стимулирующего характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права. Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ). В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Исходя из изложенного, исковые требования Гнатенко В.В. об обязывании ответчика произвести перерасчет заработной платы с учетом повышения минимального размера оплаты труда, взыскании недополученной заработной платы и денежной компенсации удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Гнатенко В.В. к Государственному учреждению здравоохранения «Ухтинский межтерриториальный родильный дом», к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми об обязывании ответчиков произвести перерасчет заработной платы с 01.11.2007 года по 01.01.2009 года исходя из оклада не ниже минимального размера оплаты труда 2.300 рублей, с 01.01.2009 года до даты вынесения решения суда исходя из оклада не ниже минимального размера оплаты труда 4330 руб. с учетом всех компенсационных, стимулирующих, социальных выплат и оплаты всех выполненных работ по совместительству и замещению, с учетом квалификационной категории, взыскании недоначисленной заработной платы и отпускных с 01.09.2007 года по день вынесения решения с учетом выполненной работы по совместительству и замещению, с учетом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, с индексацией в размере около 152.000 рублей, взыскании денежной компенсации задолженности по недоначисленной заработной плате с учетом компенсационных и стимулирующих выплат согласно ст. 236 ТК РФ, обязывании ответчиков установить должностной оклад не ниже минимального размера оплаты труда 4300 рублей с применением коэффициента, соответствующего занимаемой должности и квалификационной категории, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья Ухтинского городского суда – С.М. Хазиева