Дело № 2-5125/10 Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации 17 сентября 2010 года г. Ухта Республики Коми Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми в составе: Председательствующего судьи Хазиевой С.М. при секретаре Рузиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дуркиной В.П. к Государственному учреждению Республики Коми «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» об обязывании ответчика произвести перерасчет заработной платы, взыскании недоплаты по заработной плате, установил: Дуркина В.П. обратилась в Ухтинский городской суд Республики Коми с иском к Государственному учреждению Республики Коми «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (далее ГУ РК РЦДи ПОВ) об обязывании ответчика произвести перерасчет заработной платы, взыскании недоплаты по заработной плате. В исковом заявлении истец указала, что она работает в ГУ РК РЦДиПОВ с 22 августа 2005 года в должности социального педагога. 01.09.2007 года Федеральным законом от 20.04.2007 года № 54 был увеличен минимальный размер оплаты труда до 2.300 рублей. С 01.01.2009 года Федеральным законом от 24.04.2008 года № 91 минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4.330 рублей. В соответствии со ст. ст. 129, 146 ТК РФ работодатель обязан начислять на размер МРОТ компенсационные и стимулирующие выплаты (районный коэффициент, северную надбавку, доплату за работу с вредными условиями труда). Считает, что размеры тарифных ставок, окладов, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, также без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, которые могут устанавливаться лишь свыше названного МРОТ. Таким образом, работодатель не доплатил ей заработную плату за период с 1 сентября 2007 года по день фактического расчета. Истец просит обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы учитывая повышения минимального размера оплаты труда (с 01.09.2007 года -2.300 рублей, с 01.01.2009 года- 4.330 рублей), с учетом компенсации межразрядных тарифных ставок и с учетом ставки рефинансирования Центробанка РФ за период с 1 сентября 2007 года по настоящее время, взыскать с ответчика недоплату по заработной плате за период с 01 сентября 2007 года, обязать ответчика начислять заработную плату с учетом установленного минимального размера оплаты труда. Истцом дополнительно представлен расчет недоплаты по заработной плате за период 2007-2010года без перерасчета больничных и отпускных, размер недоплаты указан 26.699,79 руб. Определением от 26 августа 2010года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика было привлечено ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты». В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствии. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии истца, В судебном заседании представитель ответчика гр. Тренькина Е.И., действующая на основании доверенности и представитель третьего лица гр. Рылько М.А., действующая на основании доверенности исковые требования Дуркиной В.П. не признали, пояснили, что истцом пропущен срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, заработная плата начислялась истцу исходя из должностного оклада, определенного трудовым договором, сумма ежемесячной заработной платы истца превышает размер минимальной оплаты труда, установленный Федеральным законом, оснований для повышения должностного оклада истца не имеется. Суд, выслушав представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, не находит иск подлежащим удовлетворению. В судебном заседании было установлено, что Дуркина В.П. работает в ГУ РК РЦДиПОВ с 22 августа 2005 года в должности социального педагога отделения дневного пребывания, с 26 ноября 2005 года в должности социального педагога отделения психолого-педагогической помощи. Должностной оклад истца составляет 3.390 руб. Должностной оклад установлен истцу в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми № 241 от 22 октября 2007 года «Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Коми». Истцу выплачиваются ежемесячные выплаты компенсационного и стимулирующего характера. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья). Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда. В судебном заседании представителем ответчика и представителем третьего лица заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного ст. 392 ТК РФ. В соответствии с ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая). При пропуске по уважительным причинам срока, установленного частью первой настоящей статьи, он может быть восстановлен судом. Исковое заявление подано истцом в суд 15 июня 2010 года (дата на исковом заявлении). Заявленные истцом исковые требования не относятся к требованиям о взыскании уже начисленной, но не выплаченной заработной платы, исковые требования относятся к оспариванию недоначисленных сумм заработной платы и их взысканию. Истец ежемесячно получала заработную плату, знала о составных частях выплачиваемой заработной платы: должностном окладе, начисленных стимулирующих и компенсационных выплатах, могла сопоставить размер своего оклада и соответственно размер своей ежемесячной заработной платы с установленным Федеральным законом на территории Российской федерации минимальным размером оплаты труда, имела возможность оспорить свои, как она считает нарушенные права, уважительных причин пропуска срока истцом не представлено и в судебном заседании не установлено, поэтому, суд с учетом нормы, предусмотренной ч.1 ст. 392 ТК РФ, проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения с иском в суд, то есть с февраля 2010года. Согласно расчетных листов, представленных в материалы дела совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты за спорный период (февраль - июль 2010 года), без учета отпускных выплат, выплат по листкам нетрудоспособности за фактически отработанное время не был ниже установленного минимального размера оплаты труда. В частности истцу за февраль была начислена заработная плата в размере 8.989,07 руб., за март в размере 13.988,77 руб., за апрель в размере 9.993,59 руб., за май в размере 7.139,33 руб., за июнь в размере 14.143,92 руб., за июль 13.546, 44 руб. Нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы за данный период ответчиком не допущено. Доводы истца о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда и надбавки компенсационного и стимулирующего характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права. Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ). В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Исходя из изложенного, исковые требования Дуркиной В.П. об обязывании ответчика произвести перерасчет заработной платы, взыскании с ответчика недоплаты по заработной плате, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Дуркиной В.П. к Государственному учреждению Республики Коми «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» об обязывании ответчика произвести перерасчет заработной платы учитывая повышения минимального размера оплаты труда (с 01.09.2007 года -2.300 рублей, с 01.01.2009 года- 4.330 рублей), с учетом компенсации межразрядных тарифных ставок и с учетом ставки рефинансирования Центробанка РФ за период с 1 сентября 2007 года по настоящее время, об обязывании ответчика начислять заработную плату с учетом установленного минимального размера оплаты труда, о взыскании с ответчика недоплаты по заработной плате за период с 01 сентября 2007 года, в том числе в размере 26.699,79 рублей отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья Ухтинского городского суда – С.М. Хазиева