перерасчёт заработной платы



                                                                                                                    Дело № 2-5512/10

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

28 сентября 2010 года г. Ухта Республики Коми

             Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Хазиевой С.М.

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой О.В. к Городскому медицинскому учреждению «Детская больница» об обязывании произвести перерасчёт заработной платы, взыскании недополученной заработной платы,

установил:

             Алексеева О.В. обратилась в Ухтинский городской суд Республики Коми с иском к Городскому медицинскому учреждению «Детская больница» (далее – ГМУ «Детская больница») об обязывании произвести перерасчёт заработной платы, взыскании недополученной заработной платы. В исковом заявлении истец указала, что она работает в должности медсестры по массажу отделения восстановительного лечения с 31 августа 2007 года. С 24 ноября 2008 года ей установлен должностной оклад в размере 2.808 руб., по условиям трудового договора ей установлены компенсационные и стимулирующие выплаты: районный коэффициент в размере 30%, северная надбавка в размере 50%, надбавка за стаж в размере 25 %, премиальные выплаты за качество выполняемых работ 100%. Считает, что размеры тарифных ставок, окладов, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, также без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, которые могут устанавливаться лишь свыше названного МРОТ. С 01.01.2009 года Федеральным законом от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ установлен в сумме 4.330 рублей. С 24.11.2008 года ей начислялась заработная плата без учета повышения минимального размера оплаты труда. Истец просит обязать ответчика произвести перерасчёт заработной платы с 01 мая 2010 года по день рассмотрения иска в суде в связи с повышением минимального размера оплаты труда с 01.01.2009 года до 4.330 рублей с учётом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, взыскать с ответчика невыплаченные суммы с уплатой денежной компенсации, обязать ответчика установить ей с 01 мая 2010 года должностной оклад в размере 4.330 рублей с учетом межразрядного тарифного коэффициента, с последующим увеличением пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

           В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала и дополнительно просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50.000 рублей. Истец пояснила, что расчет ею не предоставлен, так как она его не смогла сделать, она не экономист, в ст. 133 ТК РФ указано, что должностной оклад не должен быть меньше минимального размера оплаты труда.

           В судебном заседании представитель ответчика гр. Папушенко О.В., действующая на основании доверенности исковые требования Алексеевой О.В. не признала и пояснила, что заработная плата начислялась истцу исходя из должностного оклада, определенного трудовым договором с последующим увеличением, сумма ежемесячной заработной платы истца превышает размер минимальной оплаты труда, установленный Федеральным законом, оснований для повышения должностного оклада истца не имеется.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, не находит иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании было установлено, что Алексеева О.В. работает в ГМУ «Детская больница» с 31 августа 2007 года в должности медсестры по массажу отделения восстановительного лечения. В соответствии с соглашением об изменении и условий трудового договора от 24 ноября 2008 года истцу установлен оклад в размере 2.808 рублей в соответствии с Постановлением Руководителя Администрации МОГО «Ухта» № 2048 от 29 сентября 2008 года «Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения МОГО «Ухта». Истцу выплачиваются ежемесячные выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации)  за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.

Согласно расчетным листам, представленным в материалы дела, совокупный размер месячной заработной платы Алексеевой О.В., включая должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты за спорный период (май - июль 2010 года) за фактически отработанное время не был ниже установленного минимального размера оплаты труда. В частности, за май истцу была начислена заработная плата в размере 24.641,14 руб. с учетом отпускных выплат, в июне истец находилась в очередном трудовом отпуске, за июль начислено 6.823,44 руб. Нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы за данный период ответчиком не допущено.

Доводы истца о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, и надбавки компенсационного и стимулирующего характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).   

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

С учётом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Исходя из изложенного, исковые требования Алексеевой О.В. об обязывании ответчика произвести перерасчёт заработной платы, взыскании недополученной заработной платы с уплатой денежной компенсации, взыскании морального вреда удовлетворению не подлежат.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

           В удовлетворении исковых требований Алексеевой О.В. к Городскому медицинскому учреждению «Детская больница» об обязывании ответчика произвести перерасчёт заработной платы с 01 мая 2010 года по день рассмотрения иска в суде в связи с повышением минимального размера оплаты труда с 01.01.2009 года до 4.330 рублей с учётом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, о взыскании с ответчика невыплаченных сумм с уплатой денежной компенсации, об обязывании ответчика установить с 01 мая 2010 года должностной оклад в размере 4.330 рублей с учетом межразрядного тарифного коэффициента, с последующим увеличением пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда, о взыскании компенсации морального вреда в размере 50.000 рублей отказать.  

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья Ухтинского городского суда –                                                                               С.М. Хазиева