постановка земельного участка на кадастровый учёт



                                                                                                                    Дело № 2-4831/10

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

09 сентября 2010 года г. Ухта Республики Коми

            Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Хазиевой С.М.

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Налетова А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о признании земельного участка ранее учтённым и постановке земельного участка на кадастровый учёт, отмене решения кадастровой палаты,

установил:

Налетов А.А. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по по Республике Коми (далее – Управление Росреестра по Республике Коми) о признании земельного участка ранее учтённым и постановке земельного участка на кадастровый учёт, отмене решения кадастровой палаты. В исковом заявлении истец указал, что постановлением руководителя Администрации МОГО «Ухта» № 1975 от 16 сентября 2009 года ему был предоставлен в собственность на бесплатной основе земельный участок  № для садоводства. На запрос о постановке земельного участка на кадастровый учёт, направленный в адрес ответчика, был получен отказ. Истец просит признать действия ответчика неправомерными, отменить решение кадастровой палаты № 20/09-1530 от 11.11.2009 года о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости и решение № 20/10 -186 от 11.02.2010года об отказе в осуществлении кадастрового учёта, признать факт пользования и предоставления ему земельного участка признать его ранее учтённым и поставить на кадастровый учёт.

            Определением суда от 17 августа 2010 года Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Коми (далее – ФГУ «ЗКП» по Республике Коми) привлечено к участию в деле в качестве соответчика. 

В судебное заседание представители ответчика и соответчика не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии, представлены письменные отзывы на исковое заявление. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и соответчика.

 В судебном заседании истец уточнил заявленные исковые требования и просил только признать ранее учтённым объектом недвижимости земельный участок № расположенный по адресу: и обязать ответчика осуществить кадастровый учёт данного земельного участка.

В судебном заседании представитель истца гр. Попов С.В., допущенный к участию в деле по устному ходатайству истца, на удовлетворении уточненных требований Налетова А.А. настаивал.

В представленном суду письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Управления Росреестра по Республике Коми гр. Мартынова Н.Д., действующая на основании доверенности, указала, что истцу было отказано в постановке земельного участка на кадастровый учёт, поскольку в представленных им документах отсутствовали основания для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости как о ранее учтённым. Так, в представленном истцом Постановлении руководителя Администрации МОГО «Ухта» № 1362 от 03 июня 2010 года, изданном после вступления в силу Федерального закона № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости», не был указан кадастровый номер предоставляемого земельного участка, не был указан кадастровый номер земельного участка, в результате выдела из которого образован земельный участок истца. Кроме того, истцом не был предоставлен межевой план земельного участка. Считает, что оснований для отмены решения органа кадастрового учёта от 06.07.2010 года № 20/10-1011 о приостановлении кадастрового учёта и признании действий органа кадастрового учёта незаконными не имеется, так как решение принято с соблюдением норм Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённым Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42. В связи с этим представитель ответчика просила суд в удовлетворении исковых требований в части отмены решений органа кадастрового учёта и признании его действий незаконными отказать. Относительно искового требования о признании земельного участка № ранее учтённым объектом недвижимости представитель ответчика возражений не имеет и оставляет разрешение данного требования на усмотрение суда.  

В представленном суду письменном отзыве на исковое заявление представитель соответчика ФГУ «ЗКП» по Республике Коми гр. Гелей О.А., действующая на основании доверенности, указала, что органом кадастрового учёта было принято решение о приостановлении кадастрового учёта земельного участка истца, так как при обращении истца в орган кадастрового учёта с заявлением о постановке земельного участка на учёт им к заявлению не был приложен межевой план участка. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предоставление указанного документа является необходимым условием для постановки участка на учёт. Ввиду изложенного представитель ответчика считает, что принятое органом кадастрового учёта решение является законным и обоснованным, и просит отказать истцу в удовлетворении требования об отмене решения. Кроме того, представленное истцом Постановление руководителя Администрации МОГО «Ухта» № 1362 от 03 июня 2010 года, датированное позже 01 марта 2008 года, не подтверждает, что спорный земельный участок является ранее учтённым, и соответственно оно не является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об указанном земельном участке как ранее учтённым объекте недвижимости. Аналогичная позиция о том, что такой земельный участок не может являться ранее учтённым, содержится в Письме Минэкономразвития России от 17.03.2010 года № Д 23-895 и в Письме Минэкономразвития России от 18.02.2010 года № 2321-ИМ/Д23, являющегося органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.  

Суд, выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В части 1 статьи 45 указанного Федерального закона дано определение понятия «ранее учтенные объекты недвижимости» - это объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых осуществлены в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до 1 марта 2008 года) или в переходный период его применения, а также объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно части 7 данной статьи, если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.

Согласно части 11 статьи 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости.

Из анализа части 3 статьи 1, частей 1, 7, 11 статьи 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что перечень правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, учитываемых при внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, не ограничен; эти сведения могут быть внесены на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на такой объект недвижимости, если этот документ выдан уполномоченным органом в установленном законодательством порядке и содержит сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о внесении их в реестр, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 статьи 45 указанного Федерального закона, когда отсутствие в документе необходимого объема сведений не является препятствием для проведения кадастрового учета.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

Согласно пояснениям истца и представленной им членской книжки садоводческого товарищества «Черемуха» он является членом товарищества с 1983 года и пользуется земельным участком  № расположенным по адресу: в указанном товариществе.

Постановлением Администрации МОГО «Ухта» от 16 сентября 2009 года № 1975 истцу предоставлен в собственность на бесплатной основе земельный участок, имеющий следующие характеристики: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; площадь земельного участка – кв.м.; местоположение – разрешённое использование – для садоводства. Земельный участок предоставлен истцу на основании его заявления и в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которому в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

Изложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что земельный участок является ранее учтенным, и истец был вправе обратиться к ответчику с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об этом участке как о ранее учтенном объекте недвижимости.

В соответствии с пунктом 4 статьи 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется также в случае, если кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в этом паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о таком земельном участке не позволяют однозначно определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о таком земельном участке подлежат уточнению и тому подобное).

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность выдачи кадастрового паспорта на указанный в приведенной норме права земельный участок с неполными сведениями о таком земельном участке.

Принимая во внимание, что приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями кадастрового учета» полномочиями органа кадастрового учета надело ФГУ «ЗКП» по Республике Коми надлежащим ответчиком по настоящему делу является ФГУ «ЗКП» по Республике Коми.

Учитывая то, что право собственности истца на земельный участок № расположенный по адресу: не оспорено, сведения о наличии прав иных лиц на указанный земельный участок у суда отсутствуют, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению и на надлежащего ответчика -ФГУ «ЗКП» по Республике Коми в судебном порядке подлежит возложению обязанность поставить земельный участок № , расположенный по адресу: на кадастровый учёт как ранее учтённый.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

               Исковые требования Налетова А.А. о   признании земельного участка ранее учтённым и постановке земельного участка на кадастровый учёт удовлетворить в полном объёме.

            Признать ранее учтённым объектом недвижимости земельный участок № общей площадью квадратных метров, расположенный по адресу:

Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Коми осуществить кадастровый учёт земельного участка № общей площадью квадратных метров, расположенного по адресу:

           В удовлетворении исковых требований Тарасова А.П. о   признании земельного участка ранее учтённым и постановке земельного участка на кадастровый учёт к Управлению Росреестра по Республике Коми отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 16 сентября 2010года.

Судья Ухтинского городского суда –                                                                               С.М. Хазиева