РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г. при секретаре Фишер Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 02 сентября 2010 года гражданское дело по иску Пашниной С.А. к муниципальному учреждению здравоохранения «Ухтинская городская больница № 1» о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, индексации, компенсации морального вреда, судебных расходов, обязании установить оклад, установил: Пашнина С.А. обратилась в суд с иском к МУЗ «Ухтинская городская больница № 1» о взыскании невыплаченной заработной платы за период с февраля по апрель 2010 года, в связи с этим денежной компенсации за задержку выплат в размере 396 рублей, индексации в размере 120 рублей 25 копеек, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, судебных расходов 2000 рублей, обязании ответчика выплачивать заработную плату со дня вынесения решения суда исходя из оклада в размере 4330 рублей, в обоснование требований указав, что работает у ответчика с 09.02.2010 года, должностной оклад составляет 2808 рублей, что по мнению истца незаконно, так как должностной оклад истцу должен быть установлен не менее минимального размера оплаты труда. В судебном заседании истец на иске настаивала, дополнительно пояснила, что какие – либо локальные нормативные акты, коллективные договоры, соглашения, условия трудового договора, обязывающие ответчика установить истцу оклад не менее минимального размера оплаты труда, ей не известны; увеличение объема работ производилось в пределах нормальной продолжительности рабочего времени. Представитель ответчика по доверенности Коваль О.В. требования истца не признала, полагала, что заработная плата начисляется истцу в соответствии с действующим законодательством. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Истец работает у ответчика с 09.02.2010 года медицинской сестрой палатной неврологического отделения, с 01.04.2010 года медицинской сестрой постовой неврологического отделения для больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья). Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Из анализа приведенных выше норм закона следует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсирующего и стимулирующего характера являются элементами заработной платы, его составной частью, и действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда. Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в Определении от 01.10.2009 года № 1160 – О – О, который, основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму ч.4 ст.133 Трудового кодекса РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Доводы же истца о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, а надбавки компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются работникам свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, не основаны на законе. Как следует из объяснений сторон и подтверждается копиями расчетных листов, должностной оклад истца составлял 2808 рублей (в феврале 2010 года истцом отработано 94,6 часа при норме часов рабочего времени по 36 – часовой рабочей неделе, установленной истцу, 136,8 часа), надбавка за стаж 30%, в том числе при работе по совместительству, а также начисляемые к указанным выплатам районный коэффициент 30% и северная надбавка 50%; иные компенсационные надбавки в зависимости от вида выполняемой работы. Таким образом, только исходя из должностного оклада истца и примененных к нему районного коэффициента 30% и северной надбавки 50% указанная часть заработной платы истца, в том числе при работе по совместительству, составляет 2808 рублей х (30% + 50%) = 5054 рубля 40 копеек, что превышает минимальный размер оплаты труда за спорный период, установленный ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2009 года 4330 рублей. Кроме того, согласно ст.144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Постановлением руководителя администрации МО городского округа "Ухта" от 29.09.2008 №2048 "Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования городского округа "Ухта" определены должностные оклады медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения МОГО «Ухта», к которым относится ответчик, и система оплаты труда, действующая у ответчика, основана на указанном постановлении, не предусматривает обязанности ответчика установить истцу должностной оклад, равный минимальному размеру оплаты труда. Каких – либо иных оснований для обязания ответчика установить истцу должностной оклад, равный минимальному размеру оплаты труда, истец не указала, и судом они не установлены исходя из доводов иска. Таким образом, указанное требование, требование о взыскании неполученной заработной платы, а также основанные на нем требования о взыскании индексации, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. В связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований в силу ст.100 ГПК судебные расходы, понесенные истцом, взысканию с ответчика также не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требований Пашниной С.А. к муниципальному учреждению здравоохранения «Ухтинская городская больница № 1» о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, индексации, компенсации морального вреда, судебных расходов, обязании установить оклад отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения 07 сентября 2010 года. Судья Ухтинского федерального городского суда РК Е.Г.Берникова