взыскание заработной платы



РЕШЕНИЕ                          

Именем Российской Федерации

Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.

при секретаре Фишер Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 08 сентября 2010 года гражданское дело по иску Айбабиной Л.Н. к ММУ «Городская поликлиника» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет заработной платы, с учетом индексации, ставки рефинансирования, обязании выплачивать заработную плату с учетом минимального размера оплаты труда,

установил:

Айбабина Л.Н. обратилась в суд с иском к ММУ «Городская поликлиника» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет заработной платы с 01.01.2009 года по май 2010 года, с учетом индексации, ставки рефинансирования, обязании выплачивать заработную плату с учетом минимального размера оплаты труда, в обоснование требований указав, что работает у ответчика с 23.12.1985 года , минимальный размер оплаты труда увеличивался, и должностной оклад истцу должен быть установлен не менее минимального размера оплаты труда.

В судебном заседании истец на иске настаивала, пояснения по иску давать отказалась.

Представитель ответчика по доверенности Воробьева Л.Ф. требования истца не признала, настаивала, что истцом пропущен срок на обращение в суд, заработная плата начисляется истцу в соответствии с действующим законодательством, срок выплаты заработной платы в учреждении установлен 15 числа месяца, следующего за расчетным; расчетные листы истцу выдавались к указанной дате.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Истец работает у ответчика с 3.12.1985 года .

Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права; при пропуске по уважительным причинам указанного срока, он может быть восстановлен судом.

Как следует из объяснений представителя ответчика, материалов дела, и истцом это не опровергнуто, о размере и составных частях заработной платы истец узнавала не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным, и не позднее указанного дня истцу становилось известно о размере заработной платы, и соответственно, о предполагаемом нарушении прав на оплату труда. С исковым заявлением истец обратилась в суд лишь 02.06.2010 года, каких – либо уважительных причин пропуска срока на обращение в суд истец не сообщила, о восстановлении пропущенного срока не ходатайствовала.

О пропуске истцом срока для обращения в суд заявлено ответчиком. Ч.6 ст.152, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ предусматривают, что при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу; в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Поскольку истцом пропущен срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора без уважительных причин в отношении заработной платы за период с 01.01.2009 года по январь 2010 года, в удовлетворении требований в этой части суд отказывает без исследования обстоятельств дела и проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за период февраль – май 2010 года.

Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из анализа приведенных выше норм закона следует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсирующего и стимулирующего характера являются элементами заработной платы, его составной частью, и действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.

Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в Определении от 01.10.2009 года № 1160 – О – О, который, основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму ч.4 ст.133 Трудового кодекса РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Доводы же истца о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, а надбавки компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются работникам свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, не основаны на законе.

Как следует из объяснений представителя ответчика и подтверждается копиями расчетных листов, за период февраль 2010 года – май 2010 года заработная плата истца за работу в пределах нормальной продолжительности рабочего времени, пропорционально отработанному времени, состоит из следующих выплат: должностной оклад 3087 рублей, надбавка за условия труда 463 рубля 05 копеек, за увеличенный объем работ 926 рублей 10 копеек, надбавка за стаж 926 рублей 10 копеек, стимулирующие выплаты 1111 рубля 32 копейки, ежемесячно, а также начисляемые к указанным выплатам районный коэффициент 30% и северная надбавка 50%. Таким образом, исходя из должностного оклада истца и примененных к нему районного коэффициента 30% и северной надбавки 50%   указанная часть заработной платы истца составляет 3087 рублей х  (30% + 50%) = 5556 рублей 60 копеек, что превышает минимальный размер оплаты труда за спорный период, установленный ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2009 года 4330 рублей.

Кроме того, согласно ст.144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Постановлением руководителя администрации МО городского округа "Ухта" от 29.09.2008 №2048 "Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования городского округа "Ухта" определены должностные оклады медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения МОГО «Ухта», к которым относится ответчик, и система оплаты труда, действующая у ответчика, основана на указанном постановлении. Доводы же истца о том, что ответчик должен установить истцу должностной оклад, равный минимальному размеру оплаты труда, также не основаны на указанном акте и системе оплаты труда, действующей у ответчика.

Каких – либо иных оснований для обязания ответчика установить истцу должностной оклад, равный минимальному размеру оплаты труда, истец не указала, и судом они не установлены исходя из доводов иска. Таким образом, основанные на указанном доводе требования о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет заработной платы с 01.01.2009 года, с учетом индексации, ставки рефинансирования, обязании выплачивать заработную плату с учетом минимального размера оплаты труда? удовлетворению не подлежат.

Hуководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Айбабиной Л.Н. к ММУ «Городская поликлиника» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет заработной платы с 01.01.2009 года по май 2010 года, с учетом индексации, ставки рефинансирования, обязании выплачивать заработную плату с учетом минимального размера оплаты труда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения 13 сентября 2010 года.  

        Судья Ухтинского городского суда Е.Г. Берникова