Дело № 2-4276/10 Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации 14 сентября 2010 года г. Ухта Республики Коми Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми в составе: Председательствующего судьи Хазиевой С.М. при секретаре Рузиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Симоновой Н.Г. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» об обязывании ответчика произвести перерасчет заработной платы, взыскании недоначисленных сумм, установил: Симонова Н.Г. обратилась в Ухтинский городской суд Республики Коми с исками к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее МОУ «СОШ № 4») об обязывании ответчика произвести перерасчет заработной платы, взыскании недоначисленных сумм. В исковых заявлениях истец указала, что работала в МОУ «СОШ № 4» на должности . в настоящее время работает в должности .. 01.09.2007 года Федеральным законом от 20.04.2007 года № 54 был увеличен минимальный размер оплаты труда до 2.300 рублей. С 01.01.2009 года Федеральным законом от 24.04.2008 года № 91 минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4.330 рублей. Считает, что месячная заработная плата любого работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Равным образом не могут быть ниже этого размера и размеры тарифных ставок, окладов, а также базовых окладов заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. С 01.09.2007 года ей начислялась заработная плата без учета повышения минимального размера платы труда, утвержденного Федеральными законами РФ, что является прямым нарушением трудового законодательства и влечет невыплату в установленном порядке всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат положенных ей в соответствии с трудовым договором и трудовым законодательством. Истец просит обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы с 01 сентября 2007 года по день рассмотрения иска в суде в связи с увеличением размера минимального размера оплаты труда с 01 сентября 2007 года до размера 2.300 рублей, с 01 января 2009 года – 4.330 рублей с учетом повышающих коэффициентов по её тарифному разряду единой тарифной сетки, с учетом выполненной работы по совместительству и замещению, с учетом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и взыскать с ответчика не выплаченную сумму с индексацией на процент инфляции за прошедший период с учетом ставки рефинансирования Центробанка РФ, обязать ответчика установить тарифную ставку первого разряда работников МОУ «СОШ № 4» на уровне 4.330 рублей с одновременной индексацией размеров тарифных ставок, начиная со второго разряда в соответствии с ФЗ № 91 от 24.06.2008 года. Определением от 04 августа 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика была привлечена Администрация МОГО «Ухта». В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствии. В судебное заседание представитель ответчика и представитель третьего лица не явились, причина не явки не известна. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии истца, представителя ответчика, представителя третьего лица. В судебном заседании 25.08.2010года представитель ответчика гр. Паршукова Г.И., действующая на основании доверенности исковые требования Симоновой Н.Г. не признала, указала на пропуск истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Пояснила, что заработная плата начислялась истцу исходя из должностного оклада, определенного трудовым договором, сумма ежемесячной заработной платы истца превышает размер минимальной оплаты труда, установленный Федеральным законом, оснований для повышения должностного оклада истца не имеется. Суд, исследовав материалы дела, не находит иск подлежащим удовлетворению. В судебном заседании было установлено, что Симонова Н.Г. работает в МОУ «СОШ №4» с 03 января 2002 года в должности ., с 26 мая 2008 года в должности ., с 01 сентября 2009 года в должности . на 0,5 ставки. В настоящее время должностной оклад истца по 0,5 ставки составляет 1.056 рублей в соответствии с Постановлением Руководителя Администрации МОГО «Ухта» № 2052 от 29 сентября 2008 года «Об оплате труда работников муниципальных учреждений образования МОГО «Ухта». В соответствии с приказами от 01.09.2009 года № 01-17/87, № 01-17/88 истцу производится доплата за совмещение должности лаборанта 0,25 ставки и должности уборщицы служебных помещений 0,25 ставки. Истцу выплачиваются ежемесячные выплаты компенсационного и стимулирующего характера. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья). Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда. В судебном заседании представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного ст. 392 ТК РФ. В соответствии с ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая). При пропуске по уважительным причинам срока, установленного частью первой настоящей статьи, он может быть восстановлен судом. Исковое заявление подано истцом в суд 10 июня 2010 года (дата на исковых заявлениях). Заявленные истцом исковые требования не относятся к требованиям о взыскании уже начисленной, но не выплаченной заработной платы, исковые требования относятся к оспариванию недоначисленных сумм заработной платы и их взысканию. Истец ежемесячно получала заработную плату, знала о составных частях выплачиваемой заработной платы: должностном окладе, начисленных стимулирующих и компенсационных выплатах, могла сопоставить размер своего оклада и соответственно размер своей ежемесячной заработной платы с установленным Федеральным законом на территории Российской федерации минимальным размером оплаты труда, имела возможность оспорить свои, как она считает нарушенные права, уважительных причин пропуска срока истцом не представлено и в судебном заседании не установлено, поэтому, суд с учетом нормы, предусмотренной ч.1 ст. 392 ТК РФ, проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения с иском в суд, то есть с февраля 2010года. Согласно расчетных листов, представленных в материалы дела совокупный размер месячной заработной платы Симоновой Н.Г., включая должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты за спорный период (февраль - август 2010 года) не был ниже установленного минимального размера оплаты труда. В частности за февраль, март, апрель, май, июнь истцу была начислена заработная плата в размере 5.472,59 руб., за июль начислено 11.671,23 руб. с учетом отпускных выплат, за август начислено 631, 45 руб. с учетом фактически отработанного времени. Нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы за данный период ответчиком не допущено. Доводы истца о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда и надбавки компенсационного и стимулирующего характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права. Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ). В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Исходя из изложенного, исковые требования Симоновой Н.Г. об обязывании ответчика произвести перерасчет заработной платы, взыскании недоначисленных сумм заработной платы удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Симоновой Н.Г. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» об обязывании ответчика произвести перерасчет заработной платы с 01 сентября 2007 года по день рассмотрения иска в суде в связи с увеличением размера минимального размера оплаты труда с 01 сентября 2007 года до размера 2.300 рублей, с 01 января 2009 года – 4.330 рублей с учетом повышающих коэффициентов по её тарифному разряду единой тарифной сетки, с учетом выполненной работы по совместительству и замещению, с учетом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и взыскании с ответчика не выплаченной суммы с индексацией на процент инфляции за прошедший период с учетом ставки рефинансирования Центробанка РФ, обязывании ответчика установить тарифную ставку первого разряда работников МОУ «СОШ № 4» на уровне 4.330 рублей с одновременной индексацией размеров тарифных ставок, начиная со второго разряда в соответствии с ФЗ № 91 от 24.06.2008 года отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 21 сентября 2010года. Судья Ухтинского городского суда – С.М. Хазиева