признание нуждающимся в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.

при секретаре Фишер Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте РК 30 сентября 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора г.Ухты в интересах Левинцова Г.Ф. к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, обязании признать нуждающимся в улучшении жилищных условий,

установил:

Прокурор г.Ухты в интересах Левинцова Г.Ф. обратился в суд с иском к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий незаконным, обязании признать нуждающимся в улучшении жилищных условий, в обоснование требований указав, что 22.10.2009 года Левинцов Г.Ф. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в чем ответчиком было отказано 05.11.2009 года. Левинцов Г.Ф. является участником Великой Отечественной войны . Общая площадь жилого помещения составляет 52,6 кв.метров, в квартире проживает также дочь Левинцова Г.Ф. – Б., являющаяся собственником 2/3 доли в праве собственности на указанное жилое помещение. Собственником 1/3 доли является также М., внучка Левинцова Г.Ф. Левинцов Г.Ф. жилья на территории РФ не имеет, собственники квартиры желают распорядиться ею. Левинцов Г.Ф. состоит в зарегистрированном браке с С., и по причине отсутствия собственного жилья супруги вынуждены проживать раздельно. Таким образом, Левинцов Г.Ф. не является членом семьи собственника, является нуждающимся. В силу ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5 – ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем один раз за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании прокурор Сергеева Е.Е. на иске настаивала.

Истец Левинцов Г.Ф. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал. Суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Бойко Е.И. исковые требования не признала, настаивала на доводах письменного отзыва, из которого следует, что согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и ст.15 Федерального закона «О ветеранах» право на меры социальной поддержки по приобретению либо предоставлению жилья имеют лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то есть в силу пп.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. Таковая установлена решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 года № 23 в размере 11 кв.метров общей площади жилого помещения. Истец является членом семьи собственника – дочери Б., и обеспечен жилым помещением более учетной нормы.

Выслушав прокурора, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Левинцов Г.Ф., в соответствии с удостоверением , выданным Агентством РК по социальному развитию, имеет право на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Отечественной войны.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.14 ФЗ РФ «О ветеранах»  инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

На основании ч.1 ст.23.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнение указанных положений Закона Правительством РК принято постановление от 22.03.2010 года № 58 «О мерах по реализации Закона РК «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», которым утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Таким образом, федеральным законодательством и принятыми в его исполнение правовыми актами Республики Коми установлен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, относящихся к категории лиц, предусмотренной ст.14 Федерального закона «О ветеранах», к которой относится и Левинцов Г.Ф.

Из системного анализа указанных правовых норм следует, что право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета имеют перечисленные в законе лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления на основании установленных законом критериев.

Поскольку специальных критериев нуждаемости в улучшении жилищных условий для указанной категории граждан законодателем не установлено, подлежит применению общий порядок определения нуждаемости в жилье, установленный ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пп.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с ч.4, ч.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» №23 от 01.03.2006 года учетная норма общей площади жилого помещения для постановки граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта»  определена в 11кв.метров на каждого члена семьи.

Как установлено материалами дела, показаниями свидетелей Б., Т., Левинцов Г.Ф. проживает в благоустроенной и пригодной для проживания двухкомнатной квартире . Собственниками указанного жилого помещения являются его дочь – Б. (2/3 доли в праве собственности) и внучка Т. (1/3 доли в праве собственности). В квартире зарегистрированы и проживают Левинцов Г.Ф. и его дочь Б. Истец был вселен в жилое помещение в качестве члена семьи Б., которая осуществляет уход за ним и ведет общее с ним хозяйство. Из обращений Б. в государственные органы, а также ее показаний в суде следует, что истец ранее имел жилье на территории Украины, которое было оставлено родственнику; в жилом помещении по месту жительства супруги С. в Ставропольском крае не проживает, так как отношения с детьми последней не складываются.

Таким образом, суд полагает, что Левинцов Г.Ф. в силу требований ст.31 Жилищного кодекса РФ является членом семьи Б. и имеет равное с собственником право пользования жилым помещением. Второй собственник Т. согласна со сложившимся порядком пользования жилым помещением, который предусматривает, что истец проживает в отдельной комнате, пользуется иными помещениями квартиры, а она в квартире не проживает.

Учитывая, что общая площадь квартиры , составляет 52,6 кв.метров, на долю собственника, членом семьи которого он является, приходится 35,1 кв.метров, размер площади, приходящейся на каждого члена семьи, равен 17,6 кв.метров, что превышает учетную норму, установленную в г.Ухте РК.

Таким образом, оснований для признания Левинцова Г.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется, и в удовлетворении его заявления к ответчику 10.12.2009 года о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на законных основаниях было отказано.

При этом не имеет правового значения желание собственников жилого помещения распорядиться принадлежащим им имуществом, а также состояние Левинцова Г.Ф. в зарегистрированном браке.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований прокурора г.Ухты, заявленных в интересах Левинцова Г.Ф., следует отказать.                

            Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований прокурора г.Ухты в интересах Левинцова Г.Ф. к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, обязании признать нуждающимся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский федеральный городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения 05 октября 2010 года.

Судья-                                                                                              Берникова Е.Г.