о взыскании заработной платы



                                                                                                        № 2-4100/2010
Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2010 г. г.Ухта РК

            Ухтинский городской суд в составе председательствующего судьи Чуриной О.Н., при секретаре Рузиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Н.У. к Муниципальному медицинскому учреждению  «Физиотерапевтическая поликлиника» о восстановлении нарушенных прав в оплате труда,

У С Т А Н О В И Л:

             Алексеева Н.У. обратилась в суд с иском к ММУ «Физиотерапевтическая поликлиника» о восстановлении нарушенных прав в оплате труда.

Свои требования мотивировала тем, что работает в ММУ «Физиотерапевтическая поликлиника». С 01.12.2008 г. оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения РК регулируется Постановлением Правительства РК от 11.09.2008 г. №239 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения РК». С 01.01.2009 г. Федеральным законом от 24.06.2008 №91-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 руб. в месяц. В соответствии с трудовым законодательством (ст.ст. 129, 146 ТК РФ) работодатель обязан начислять на МРОТ компенсационные и стимулирующие выплаты, а именно районный коэффициент, северную надбавку, доплату за работу во вредных условиях труда, однако работодатель отказывается в добровольном порядке начислять указанные выплаты на МРОТ. Считает, что указанный МРОТ- это установленный Правительством РФ гарантированный минимум заработной платы работника за полностью отработанный месяц без каких-либо доплат и надбавок, и районный коэффициент, северная надбавка, доплата за работу во вредных условиях труда не должны включаться в МРОТ. Величина минимального размера оплаты труда является основой из государственных гарантий по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ) и устанавливается федеральным законом (ст. 133 ТК РФ). Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах с особыми климатическими условиями, на работах с вредными условиями труда, должен оплачиваться в повышенном размере. Так, выплаты за особые климатические условия устанавливаются работникам не в целях вознаграждения за определенный труд, а для компенсирования неблагоприятного воздействия тяжелых природно-климатических условий и более высоких цен на товары и услуги в  северных регионах. Это означает, что такие выплаты не должны включаться в МРОТ. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, которые не должны включаться в МРОТ, а начисляться сверху на общую заработную плату. Следовательно, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда в нормальных условиях, не могут быть ниже МРОТ, указанного в ч.1 ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, социальных выплат, которые могут устанавливаться работникам лишь сверху названного МРОТ. Все указанное отражено в «Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2009 г.», утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 10.03.2010 г. Таким образом, работодатель не доплатил истцу заработную плату, в связи с чем истец просит признать действия ответчика незаконными, обязать ответчика провести перерасчет заработной платы, учитывая повышение МРОТ (с 01.09.2007 г. – 2300 руб., с 01.01.2009 г. – 4330 руб.) с индексацией и с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ за период с 01.09.2007 г. по 31.05.2010 г., обязать ответчика выплачивать заработную плату с учетом МРОТ 4330 руб., начиная с 01.06.2010 г.

В судебное заседание истица не явилась, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.  

Представитель ответчика в судебное заседание, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон. В письменном отзыве представитель ответчика выразил несогласие с исковыми требованиями, указал на пропуск истицей срока для обращения с иском в суд. Заявленные истцом требования считал необоснованными, указав, что трудовое законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже МРОТ.

Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истица состоит в трудовых отношениях с ММУ «Физиотерапевтическая поликлиника» с 15.02.1995 г., приказом № от г. принята на работу . Истице за выполнение трудовой функции установлен оклад в размере 1580 рублей, что соответствует окладу профессиональной квалификационной группы «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня» муниципальных учреждений здравоохранения МОГО «Ухта», установленному Постановлением Руководителя Администрации МОГО «Ухта» № 2048 от 29 сентября 2008 года. Кроме этого истице на основании Положения об оплате труда работников ММУ «Физиотерапевтическая поликлиника» ежемесячно производятся выплаты стимулирующего характера, надбавка за непрерывный стаж работы в учреждении здравоохранения, осуществляется оплата оказанных платных услуг. На основании ст. 315 ТК РФ истице выплачивается надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации)  за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.   

Исковое заявление о перерасчете заработной платы за период с 01 сентября 2007 года предъявлено истицей в суд 03 июня 2010 года. Учитывая, что истица ежемесячно получала заработную плату, знала о составных частях выплачиваемой заработной платы, уважительных причин пропуска срока истицей не представлено и в судебном заседании не установлено, ходатайство о восстановлении срока не заявлялось, суд с учетом нормы, предусмотренной ч.1 ст. 392 ТК РФ, проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истице за последние три месяца до момента обращения с иском в суд.

Согласно сведениям о начисленной и выплаченной заработной платы истицы видно, что совокупный размер месячной заработной платы истицы, включая должностной оклад, вышеуказанные компенсационные выплаты, стимулирующие надбавки, районный коэффициент и северную надбавку, с учетом отработанной нормы рабочего времени, за спорный период (март - май 2010 года)  не был ниже установленного минимального размера оплаты труда (4330 руб.), нарушений трудовых прав истицы при выплате заработной платы за данный период ответчиком не допущено.

Доводы истицы о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).  

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Исходя из изложенного исковые требования Алексеевой Н.У. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

          В удовлетворении исковых требований Алексеевой Н.У. к Муниципальному медицинскому учреждению  «Физиотерапевтическая поликлиника» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, изменении должностного оклада, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.

Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2010 года.

Судья О.Н.Чурина