Дело № 2- 1406/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Найдиной Г.В. при секретаре Ивановой А.А., рассмотрев 07 октября 2010 года в г. Ухте в открытом судебном заседании исковое заявление Яремчука С.А. к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Коми о признании земельного участка ранее учтенным и об обязании поставить его на кадастровый учет, у с т а н о в и л: Яремчук С.А. обратился в суд с иском к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республики Коми о признании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости незаконным, признании факта пользования и предоставления ему земельного участка, и признании земельного участка ранее учтенным. В обоснование требований указал, что в 1974 году ему был выделен земельный участок площадью 752,5 кв.м. 23.10.2009 постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» ему предоставлен в собственность на бесплатной основе земельный участок для ведения садоводства. Впоследствии он обратился в территориальный отдел г.Ухты Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республики Коми о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. На данное заявление было получено решение об отказе осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости – земельного участка В связи, с чем просит признать действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми незаконными, признать земельный участок ранее учтенным и поставить его на кадастровый учет. В ходе судебного разбирательства Яремчук С.А. уточнил свои исковые требования и просил признать земельный участок ранее учтенным и обязать ответчика поставить его на кадастровый учет. Определением Ухтинского городского суда от 23.09.2010 осуществлена замена ответчика в порядке процессуального правопреемства с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республики Коми на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Коми. Истец в настоящем судебном заседание на исковых требованиях настаивал. Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Коми в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В представленном отзыве на имя суда представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Коми по доверенности Гелей О.А. в удовлетворении исковых требований Яремчука С.А. просила отказать. Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему. Решением Исполнительного комитета Ухтинского городского Совета депутатов трудящихся от 31 октября 1973г. № 327/9 садоводческому товариществу при тресте «Газжилстрой» предоставлены земельные участки под коллективный сад в районе 7км пос.Дальний общей площадью – 3,04га, а также утвержден проект организации территории коллективного сада садоводческого товарищества. В 1974г. Яремчуку С.А. был предоставлен земельный участок и на имя Яремчука С.А. была оформлена Членская книжка члена садоводческого товарищества «Строитель» проектно-строительного объединения «Ухтажилстрой», которым с указанного периода уплачивались членские и вступительные взносы. Впоследствии Яремчук С.А. перешел из СОТ «Строитель» в СОТ «Менталист-1», о чем свидетельствует справка выданная председателем СОТ «Менталист-1». Карточка учета строений на земельном участке , площадью 772,3 кв.м. была составлена органами БТИ 16 июня 1983г. В соответствии со ст. 28 Закона «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» №66- ФЗ от 15.04.1998г. садоводам, огородникам, дачникам и садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральным законом и случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться иным способом. Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Как следует из обстоятельств дела, постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» №2270 от 23 октября 2009г. Яремчуку С.А. предоставлен в собственность на бесплатной основе земельный участок, имеющий следующие характеристики: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; площадь земельного участка – 752,5 кв.м.; местоположение – Республика Коми, г.Ухта, СОТ «Строитель», участок №5, разрешенное использование – для садоводства. Решением территориального (межрайонного) отдела г.Ухты, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми №20/10-276 от 02.03.2010 в осуществлении кадастрового учета земельного участка, принадлежащего истцу было отказано в связи с не предоставлением межевого плана. В ходе рассмотрения дела, право собственности Яремчука С.А. на земельный участок площадью 752,5 кв.м. , подтверждено соответствующими письменными доказательствами, сведений о наличии правопритязаний иных лиц на указанный земельный участок суду не предоставлено и в ходе судебного разбирательства не добыто. В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от г. ФЗ кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости. Порядок выдачи кадастровых паспортов для государственной регистрации права собственности на земельные участки в упрощенном порядке установлен ст. 45 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007г. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном ст. 14 настоящего Закона с учетом определенных статьей 45 особенностей (ч.5). В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. №221-ФЗ ранее учтенными объектами недвижимости считаются объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Часть 1 ст. 45 ФЗ №221 от 24.07.2007г. устанавливает юридическую действительность государственного кадастрового учета или государственного технического учета объектов недвижимости, осуществленных в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона «221-ФЗ от 24.07.2007г. или в переходный период его применения до 01.10.2010г. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 3) Если сведения о ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращена заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и предоставленного таким лицом, и (или) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности, на него и предоставленные соответствующим органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета и по его запросам (часть 7). Отсутствие государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного дачного хозяйства огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или объекте незавершенного строительства в объеме необходимом в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона, не являете основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости (часть 11). Из анализа указанных норм следует, что они не ограничивают перечень правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, учитываемых при внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного недвижимости, эти сведения могут быть внесены на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на такой объект недвижимости, если этот документ выдан уполномоченным органом (организацией) в установленном законодательством порядке. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют. равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. В соответствии со ст. 11. 3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случая раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения. Как было установлено судом, земельный участок площадью 3,04 га был предоставлен товариществу при тресте «Газжилстрой» (в дальнейшем СОТ «Строитель») до введения в действие Федерального Закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости». Поскольку земельный участок образовался в результате его выдела из земельного участка товарищества, с сохранением целевого назначения и разрешенного использования - для ведения гражданином садоводства, огородничества, земельный участок Яремчука С.А. не может быть расценен судом как ранее не учтенный. Обстоятельства ненадлежащего оформления товариществом при тресте «Газжилстрой» с 1973г. земельных прав садоводов, при наличии сведений о предоставлении в установленном порядке в 1973г. товариществу земельного участка, не являются основанием ограничения Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РК законного права Яремчука С.А. постановки земельного участка г. Ухта на кадастровый учет как ранее учтенного. Таким образом, доводы ответчика о законности решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РК №20/10-276 от 02.03.2010 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости являются необоснованными. В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Учитывая, что право собственности Яремчука С.А. на земельный участок по адресу: г. Ухта, СОТ «Строитель», , не оспорено, в целях реализации права истца на получение кадастрового паспорта на объект для последующей государственной регистрации такого права в силу закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. №122-ФЗ, на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РК в судебном порядке подлежит возложению обязанность поставить земельный участок г. Ухта на кадастровый учет как ранее учтенный. Оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости не имеется, требования Росреестра о предоставлении межевого плана не основаны на законе. Требования Яремчука С.А. подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Яремчука С.А. удовлетворить. Признать земельный участок г. Ухта ранее учтенным. Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Коми поставить земельный участок г.Ухта на кадастровый учет. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения, т.е. 12.10.2010. Судья Г. В. Найдина