Включение в трудовой стаж периода работы



                                                                                                                    Дело № 2-4839/10

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

13 октября 2010 года г. Ухта Республики Коми

              Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Былина Т.Р. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми о включении в трудовой стаж периода работы в ЗАО «Коми-Строй №5»,

установил:

              Былина Т.Р. обратилась в Ухтинский городской суд Республики Коми с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (далее – ГУ – УПФ РФ в г. Ухте РК) о включении в трудовой стаж периодов работы в ЗАО «Коми-Строй №5». В исковом заявлении истец указала, что она является получателем пенсии по старости. 01.09.2001 года она устроилась на работу в ЗАО «Коми-Строй №5» вахтёром в общежитие по адресу: ... Заработную плату платили по ведомости, но расчётные листы на руки не выдавали. Период работы с 01.09.2001 года по 22.08.2002 года не отражён в её трудовой книжке, и он не вошел в общий пенсионный стаж. С 01.09.2002 года её официально по трудовой книжке приняли в ЗАО «Коми-Строй №5» на должность вахтёра в общежитие по адресу: .... На момент увольнения в расчётном листе о заработной плате была указана сумма компенсации за 26 календарных дней отпуска, но эти 26 календарных дней также не зафиксированы в трудовой книжке и они не входят в общий пенсионный стаж. Истец просит включить в трудовой стаж периоды работы в ЗАО «Коми-Строй №5» с 01.09.2001 года по 22.08.2002 года и с 12.06.2010 года по 07.08.2010 года.   

             Определением от 17 августа 2010 года ЗАО «Коми-Строй №5» было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.

              В судебное заседание представитель ответчика и представитель третьего лица не явились, просила рассмотреть дело в их отсутствии. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика и представителя третьего лица.

             В судебном заседании истец заявленные исковые требования уточнила: просила включить в трудовой стаж период работы в ЗАО «Коми-Строй №5» с 01.09.2001 года по 22.08.2002 года. Пояснила, что заявление о приёме на работу она написала в августе 2001 года и передала его коменданту общежития Ш., подписала та его или нет, ей неизвестно. Письменного или устного распоряжения генерального директора о допуске её на работу с 01.09.2001года не было. Она не знает, обладала ли Ш. полномочиями принимать на работу и увольнять. С директором организации этот вопрос она решить не пыталась. Повторно заявление о приёме на работу она написала в августе 2002 года, так как первоначально трудовые отношения с ней оформлены не были. В спорный период времени на месяц она устраивалась на работу в МОУ «СОШ № 19» гардеробщиком, дополнительно работала и в ЗАО «Коми-Строй №5». Она получала деньги по платёжной ведомости и расписывалась за свою фамилию, заработную плату выдавала Ш. ведомость была написана от руки.

             Ранее в судебном заседании представитель ответчика гр. Гончарова А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Былина Т.Р. не признала и пояснила, что страховой стаж включает периоды работы при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Страховой стаж учитывается на основании записей, внесённых в трудовую книжку. В трудовой книжке истца отсутствует запись о работе в спорный период в ЗАО «Коми-Строй №5». Спорный период работы истца в указанной организации не учтён, так как индивидуальные сведения за этот период организацией ЗАО «Коми-Строй №5» не сдавались. Истцом не представлено документов, подтверждающих трудовой стаж в спорный период, в связи с чем правовых оснований для включения в страховой стаж периода работы в ЗАО «Коми-Строй №5» с 01.09.2001 года по 22.08.2002 года не имеется.

            Ранее в судебном заседании представитель третьего лица адвокат Бадич Е.Е., действующий на основании ордера, с исковыми требованиями Былина Т.Р. не согласился и пояснил, что истец в спорный период времени не работала в ЗАО «Коми-Строй №5», к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, обладающего правом приёма и увольнения работников, не допускалась. Кроме того, в табелях учёта рабочего времени за спорный период истец не указана, заработная плата за этот период времени ей не начислялась и не выдавалась. Истец была принята на работу 02.09.2002 года на основании заявления и 12 июня 2010 года была уволена по собственному желанию. Компенсация за неиспользованный отпуск ей была начислена согласно Положению об оплате труда.      

             В судебном заседании свидетель М. показала, что с 1994 года по 2009 год она работала в ЗАО «Коми-Строй №5» уборщицей. В указанной организации Былина Т.Р. работала . с сентября 2001 года по июнь 2010 года. Перепутать время начала работы истца она не могла, так как именно в это время три месяца в общежитии не было воды и как раз в сентябре 2001 года воду дали.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетеля, исследовав материалы дела, не находит иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании было установлено, что 01 сентября 2002 года Былина Т.Р. была принята на работу в ЗАО «Коми-Строй №5» на должность вахтёра общежития. Это подтверждается составленным приказом № 5 от 02.09.2002 года о приёме истца на работу, записью в трудовой книжке, а также пояснениями представителя третьего лица. 12 июня 2010 года на основании приказа № 15 от 11.06.2010 года истец была уволена в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закона) право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 5 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» каждое застрахованное лицо должно быть зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования, регистрация застрахованного лица предусматривает открытие лицевого счета на застрахованное лицо с выдачей ему страхового свидетельства, датой регистрации застрахованного лица является дата открытия лицевого счета, на основании п. 46 Инструкции на каждое застрахованное лицо, зарегистрированное в системе обязательного пенсионного страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает лицевой счет с постоянным номером.

В силу п. 1 ст. 10 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.    

 Статья 13 указанного Федерального закона определяет правила подсчета и порядок подтверждения трудового стажа, которые в силу данной нормы различны для периодов работы и иной деятельности, включаемой в страховой стаж, относящихся ко времени, предшествующему регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», и времени, следующему после такой регистрации.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, периоды работы после регистрации гражданина подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно п. 34 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Документом, подтверждающим такие сведения, является подлинник выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемого по специальной форме, утвержденной ПФР (п.14 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, являющегося приложением к Постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года № 16/19ПА).

Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенным в действие с 01.01 2002 года впервые было введено понятие «страховой стаж», действовавший до этой даты Закон РФ № 340-1 от 20.11 1990 года «О государственных пенсиях в РФ» содержал только понятие «общий трудовой стаж», от продолжительности которого зависело право на пенсию. Природа и содержание данных понятий различны, но порядок доказывания трудового стажа, приобретенного до и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», установленный ст. 96 Закона РФ «О государственных пенсиях РФ» от 20.11.1990 года, аналогичен порядку, установленному ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 11 сентября 1999 года. Период работы истца в ЗАО «Коми-Строй №5» с 01 сентября 2001 года по 22 августа 2002 года приходиться на период после даты её регистрации в качестве застрахованного лица, следовательно, должен быть отражён на лицевом счёте истца.

По сведениям, предоставленным ответчиком, индивидуальные сведения за указанный период работы истца организацией ЗАО «Коми-Строй №5» в Пенсионный фонд РФ не сдавались, страховые взносы не уплачивались. В связи с этим при установлении истцу трудовой пенсии по старости из подсчёта общего трудового и страхового стажа ответчиком был исключён период работы истца в ЗАО «Коми-Строй №5» с 01 сентября 2001 года по 22 августа 2002 года. 10 марта 2010 года Былина Т.Р. обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Ухте РК с заявлением о включении в трудовой стаж указанного периода работы в ЗАО «Коми-Строй №5». Однако истцу в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что ею не представлено документов, подтверждающих трудовой стаж в спорный период в ЗАО «Коми-Строй №5».

Страховой стаж подсчитывается на основании записей, внесённых в трудовую книжку, которая является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовой книжке истца имеется запись о её работе в ЗАО «Коми-Строй №5» с 01 сентября 2002 года (приказ № 5 от 02.09.2002 года), указанная запись о работе заверена подписью ответственного лица и печатью организации. Записи о работе истца в ЗАО «Коми-Строй №5» в спорный период с 01 сентября 2001 года по 22 августа 2002 года не имеется.

Показания свидетеля М. в части того, что истец работала в ЗАО «Коми-Строй №5» с сентября 2001 года, что свидетель хорошо запомнила эту дату, так как в это время в общежитии дали воду, которой не было в течение трёх месяцев, у суда вызывают сомнения, так как они не согласуются с иными материалами дела, не являются конкретными и достаточными для установления данного факта. Кроме того, по прошествии столь длительного времени (с 2001 года до судебного заседания прошло 9 дет), по мнению суда, свидетель могла перепутать дату трудоустройства истца, учитывая также то, что сама она работала в указанной организации с 1994 года.

           Ранее, 23 июня 2010 года истец обращалась в Ухтинский городской суд с  иском к ЗАО «Коми-Строй№ 5» о признании факта работы в ЗАО «Коми-Строй№5»  с 01.09.2001года по 22.08.2002 года и т.д. 07.07.2010года истец отказалась от заявленных требований и определением от 07 июля 2001года, дело № 2-3134/10 производство по иску Былина Т.Р. к ЗАО «Коми-Строй№ 5» было прекращено в связи с отказом истца от иска. 

          Таким образом, факт работы истца в ЗАО «Коми-Строй №5» в спорный период не нашёл своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Исходя из изложенного, суд считает, что исковые требования Былина Т.Р. к ГУ – УПФ РФ в г. Ухте РК о включении в страховой стаж периода работы в ЗАО «Коми-Строй №5» с 01 сентября 2001 года по 22 августа 2002 года удовлетворению не подлежат.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:          

В удовлетворении исковых требований Былина Т.Р. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми о включении в страховой стаж периода работы в ЗАО «Коми-Строй № 5»  с 01 сентября 2001 года по 22 августа 2002 года отказать.  

            Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения, то есть с 18 октября 2010 года.

Судья Ухтинского городского суда –                                                                     С.М. Хазиева