оспаривание нормативного акта



не вступило в законную силу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.

при секретаре Фишер Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 01 ноября 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора города Ухты о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим постановления руководителя администрации МОГО «Ухта» № 971 от 29 апреля 2010 года «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы»,

установил:

Прокурор города Ухты обратился в суд с заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим постановления руководителя администрации МОГО «Ухта» № 971 от 29.04.2010 года «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы», в обоснование требований указав, что согласно ст.35, ст.42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.4 Закона РК «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми», п.24 ч.2 ст.30 Устава МОГО «Ухта» осуществление правового регулирования муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, отнесено к компетенции Совета МОГО «Ухта», и оспариваемое постановление принято с превышением полномочий руководителя администрации МОГО «Ухта».

В судебном заседании прокурор Карасева О.В. на доводах заявления настаивала, уточнила, что просит признать оспариваемое постановление не соответствующими федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Белонин П.В. требования прокурора не признал, полагал, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции руководителя администрации МОГО «Ухта», поскольку в соответствии со ст.6 Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании городского округа «Ухта», утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 29.04.2009 года № 317, квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в МОГО «Ухта» устанавливаются муниципальными правовыми актами, к которым относятся и постановления руководителя администрации МОГО «Ухта». В предыдущем судебном заседании представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Лемиш С.В. утверждал, что в отсутствие иного правового регулирования квалификационные требования были установлены согласно типовых квалификационных требований, предусмотренных законодательством РК.

Привлеченный в качестве заинтересованного лица Совет МОГО «Ухта» своего представителя в судебное заседание не направил, суд с учетом мнения участников процесса считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав прокурора, представителя администрации МОГО «Ухта», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона № 25 – ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Аналогичную норму содержит и ст.42 Федерального закона № 131 – ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ч.1, ч.2 ст.9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей; эти квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Статьей 4 Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» установлены типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в целях установления на их основе квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

На основании п.24 ч.2 ст.30 Устава МОГО «Ухта» к полномочиям Совета МОГО «Ухта» отнесено правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы. К полномочиям администрации МОГО «Ухта», руководителя администрации МОГО «Ухта» в силу п.2 ч.1 ст.38 Устава МОГО «Ухта» отнесено исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, не отнесенный к компетенции Совета МОГО «Ухта» и контрольно – счетной палаты.

При таких обстоятельствах суд полагает правильными доводы прокурора о том, что администрация МОГО «Ухта» не имеет полномочий осуществлять самостоятельное правовое регулирование муниципальной службы, включая установление квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы. Доводы же представителя администрации МОГО «Ухта» о том, что статьей 6 Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании городского округа «Ухта», утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 29.04.2009 года № 317, руководитель администрации наделен правом издавать муниципальные правовые акты, содержащие квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальных служащих администрации МОГО «Ухта», не могут быть приняты во внимание. Как следует из содержания указанной нормы, она воспроизводит положения ч.2 ст.9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и сама по себе не определяет, какими муниципальными актами и каких органов местного самоуправления могут быть установлены указанные квалификационные требования.

Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» № 971 от 29 апреля 2010 года «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы», опубликованным в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО «Ухта» «Город» от 08.05.2010 года, выпуск № 17 (719), утверждены квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими администрации МОГО «Ухта» (приложение к оспариваемому постановлению).

Суд полагает обоснованными доводы представителя администрации МОГО «Ухта» о том, что оспариваемое постановление в той части, в которой оно утверждает квалификационные требования, воспроизводящие типовые квалификационные требования, предусмотренные ч.2, ч.3 ст. 4 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми», не может быть признано не соответствующим федеральному законодательству и недействующим.

Однако указав в Приложении к оспариваемому постановлению такие квалификационные требования по старшим должностям муниципальной службы к профессиональным навыкам, как наличие навыков ведения деловых переговоров, публичного выступления, не предусмотренные Типовыми квалификационными требованиями, установленными ч.3 ст.4 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми», руководитель администрации осуществил правовое регулирование по вопросу, не отнесенному к его компетенции, и Приложение в этой части следует признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим.

С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении противоречащей федеральному законодательству нормы, суд находит, что она подлежит признанию не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.194 -199, 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление прокурора города Ухты удовлетворить частично.

Признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу Приложение к постановлению руководителя администрации МОГО «Ухта» № 971 от 29 апреля 2010 года «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы» в части требований по старшим должностям муниципальной службы к профессиональным навыкам ведения деловых переговоров, публичного выступления.

Сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу опубликовать в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО «Ухта» «Город».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский федеральный городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения 08 ноября 2010 года.

Судья Берникова Е.Г.