Дело №2-5477/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ухтинский городской суд Республики Коми В составе судьи Гайдучек Т.А. При секретаре Мальцевой С.А., С участием прокурора Сурина В.Н., представителя Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды И., директора ООО «Ухтинский завод глиняного кирпича» Щ. Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте 07 сентября 2010 года гражданское дело по заявлению заместителя Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Ухтинский завод глиняного кирпича» о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, Установил: Заместитель Печорского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Ухтинский завод глиняного кирпича» о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия. В обоснование иска, указав, что на основании проведенной проверки установлено, что согласно Уставу ООО «УЗГК», основными видами деятельности Общества являются: производство и реализация строительных материалов, добыча и переработка сырья, производство, передача и распределение тепловой энергии и др. В ходе эксплуатации предприятия ООО «УЗГК» для сброса сточных вод использует водный объект – ;. Ранее ООО «УЗГК» имело лицензию на водопользование ;. С до настоящего времени решение о предоставлении указанного водного объекта в пользование предприятия ООО «УЗГК» не оформлялось. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду на указанный выше водный объект ООО «УЗГК» также не оформлялось. То есть, с и по настоящее время ООО «УЗГК» продолжает использовать водный объект – ; для сброса сточных вод без решения о предоставлении указанного водного объекта в пользование, без утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, в условиях отсутствия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Просит признать незаконным, противоречащим законодательству бездействие должностных лиц ООО «УЗГК» в части непринятия мер по получению решения о предоставлении водного объекта в пользование, разработке и утверждению нормативов допустимых сбросов в водный объект, и оформлению разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду – ; Обязать ООО «УЗГК» в соответствии с действующим природоохранным законодательством в срок до разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов в водный объект – ; Обязать ООО «УЗГК» в соответствии с действующим природоохранным законодательством в срок до оформить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду – ; Обязать ООО «УЗГК» в соответствии с действующим природоохранным законодательством в срок до получить решение о предоставлении водного объекта в пользование – ; В судебном заседании заместитель Печорского природоохранного межрайонного прокурора (с дислокацией в г.Ухте) Сурин В.Н. на требованиях настаивает, изложенные выше обстоятельства поддержал, против продления указанных сроков не возражает. Директор ООО «Ухтинский завод глиняного кирпича» Щ. в судебном заседании требования признает, просит продлить указанные сроки. Представитель Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды по доверенности И. в судебном заседании требования прокурора и изложенные в заявлении обстоятельства поддержал, представлен письменный отзыв, против продления сроков не возражает. Представитель Печорского межрегионального управления по технологическому, экологическому, атомному надзору Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Учитывая мнение явившихся лиц, при таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Печорского межрегионального управления по технологическому, экологическому, атомному надзору Ростехнадзора. Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно ч.1 ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В соответствии с ч.1 ст.9 Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ. Согласно ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ пользование водными объектами, в том числе для сброса сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Из смысла ст.3, 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области окружающей среды. Сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами. В соответствии со ст.1 и п.1 ст.19 ФЗ «Об отходах производства и потребеления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления. Опасными отходами являются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, высокой реакционной способностью и др.) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека. Из вышеизложенного следует, что сточные воды являются опасными отходами производства и потребления. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти в области статического учета. Из смысла ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 года №469. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 года №333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 31.10.2008 года №288 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» исполнение государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляется территориальными органами Ростехнадзора. Установлено, что согласно Уставу ООО «УЗГК», основными видами деятельности Общества являются: производство и реализация строительных материалов, добыча и переработка сырья, производство, передача и распределение тепловой энергии и др. В ходе эксплуатации предприятия ООО «УЗГК» для сброса сточных вод использует водный объект – ;. Ранее ООО «УЗГК» имело лицензию на водопользование ;. С и до настоящего времени решение о предоставлении указанного водного объекта в пользование предприятия ООО «УЗГК» не оформлялось. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду на указанный выше водный объект ООО «УЗГК» также не оформлялось. То есть, с и по настоящее время ООО «УЗГК» продолжает использовать водный объект – ; для сброса сточных вод без решения о предоставлении указанного водного объекта в пользование, без утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, в условиях отсутствия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Бесконтрольное использование предприятием ООО «УЗГК» указанного выше водного объекта может привести к истощению вод, ухудшению качественных и количественных показателей водного объекта, причинению вреда здоровью людей и другим негативным последствиям. Факт нарушения требований водного законодательства подтверждается материалами проверки, информацией директора ООО «УЗГК», информацией Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды, информацией отдела водных ресурсов по РК. Таким образом, своим бездействием ООО «УЗГК» нарушает гарантированные Конституцией РФ, Водным кодексом РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду и достоверную информацию о её состоянии. На основании изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению требования заместителя Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Ухтинский завод глиняного кирпича» о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным, противоречащим законодательству бездействие должностных лиц Общества с ограниченной ответственностью «Ухтинский завод глиняного кирпича» в части непринятия мер по получению решения о предоставлении водного объекта в пользование, разработке и утверждению нормативов допустимых сбросов в водный объект, и оформлению разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду – ;; Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ухтинский завод глиняного кирпича» в соответствии с действующим природоохранным законодательством в срок до разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов в водный объект – ;; Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ухтинский завод глиняного кирпича» в соответствии с действующим природоохранным законодательством в срок до оформить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду – ;; Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ухтинский завод глиняного кирпича» в соответствии с действующим природоохранным законодательством в срок до получить решение о предоставлении водного объекта в пользование – ;. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения, то есть с 13 сентября 2010 года. Судья Гайдучек Т.А.