взыскание стимулирующих выплат - отказано



не вступило в законную силу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,

при секретаре Фишер Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 06 декабря 2010 года гражданское дело по иску Киросовой Л.В. к муниципальному учреждению здравоохранения «Ухтинская городская больница № 1» о взыскании премии по итогам работы за год, признании приказа недействительным,

установил:

Киросова Л.В. обратилась в суд с иском к МУЗ УГБ № 1 о взыскании премии по итогам работы за 11 месяцев , в обоснование требований указав, что работала у ответчика в должности . с 01.12.2008 года по 22.10.2009 года. Пунктом 4.1.3 Срочного трудового договора от 31.12.2008 года были предусмотрены выплаты стимулирующего характера за 11 месяцев 2009 года, однако они не были выплачены, что нарушает нормы трудового права.

Решением Ухтинского городского суда от 20.05.2010 года в удовлетворении требований истца было отказано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 12.07.2010 года решение было отменено, дело направлено на новое рассмотрение, указано, что премия по итогам работы за год входит в систему оплаты труда истца, и лишение ее должно осуществляться посредством издания локального акта, а именно приказа или распоряжения работодателя с указанием конкретных мотивов такого решения, при наличии установленных законом или локальным нормативным актом оснований; обсуждение вопроса о лишении истца премии по итогам работы за год должно происходить в трудовом коллективе.

Впоследствии истец исковые требования дополнила, просила признать недействительным приказ главного врача ответчика от 30.12.2009 года «О лишении дополнительных стимулирующих выплат, не носящих гарантированный характер за 11 месяцев 2009 года», в обоснование требований указав, что формулировка спорного приказа не содержит указания на конкретные мотивы и причины, приказ является подложным, истца под роспись с ним не знакомили.

В судебном заседании истец на иске настаивала, дополнительно пояснила, что в учреждении ежегодно, в том числе в 2009 году, по результатам заключения тарифного соглашения на медицинские услуги, оказываемые ответчиком, подводятся итоги финансовой деятельности в системе обязательного медицинского страхования, и сумма дохода по статье «Заработная плата» распределяется на премию по итогам работы всем работникам учреждения, в том числе уволенным. Ей за 2009 год такая премия выплачена не была, хотя другим уволенным работникам была выплачена, что незаконно, за дисциплинарное взыскание истец была лишена части стимулирующей выплаты за сентябрь 2009 года, Положения о стимулирующей выплате по итогам работы за год с указанием критериев ее назначения (лишения) не имеется.

Представители ответчика МУЗ УГБ № 1 по доверенности Шабаков П.В., Смолькова О.В. требования истца не признали, полагали, что дополнительные стимулирующие выплаты, распределенные приказом и.о.главного врача от 22.12.2009 года , премией по итогам работы не являются, поскольку распределяются по результатам работы учреждения за 11 месяцев 2009 года; решение о выплате спорной премии в отношении заместителей главного врача принимает главный врач, истец в 2009 году привлекалась к дисциплинарной ответственности, и решение главного врача о лишении истца спорной премии правомерно; заявили о пропуске срока на обращение в суд, настаивали, что спорный приказ был издан.

Представитель привлеченного определением суда от 22.09.2010 года третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика - администрации МОГО «Ухта» Бойко Е.И. доводы представителей ответчика поддержала.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). На основании ч.1, ч.2 ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; системы оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст.144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктом 1 Приложения №4 к постановлению руководителя администрации МО городского округа "Ухта" от 29.09.2008 №2048 "Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования городского округа "Ухта" утверждены выплаты стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений здравоохранения МОГО «Ухта», к которым относятся, в том числе, премиальные выплаты по итогам работы, а также пунктом 5 определено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, определяются учреждениями здравоохранения самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда соответствующего учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников; конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ заместителям руководителя, главным бухгалтерам здравоохранения МОГО "Ухта" устанавливаются приказом руководителя учреждения.

Истец была принята на работу в МУЗ УГБ № 1 18.01.1993 года на должность ., 01.12.2008 года с ней был заключен срочный трудовой договор сроком с 01.12.2008 года по 01.12.2013 года, согласно которого истец переведена на должность . Пунктом 4.1.3. Трудового договора предусмотрено, что в состав заработной платы истца входят в качестве выплат стимулирующего характера премиальные выплаты по итогам работы за год. Приказом главного врача ответчика от 22.10.2009 года трудовой договор с истцом был прекращен по инициативе работника.

Приказом и.о.главного врача МУЗ УГБ №1 от 22.12.2009 года был утвержден анализ финансовой деятельности учреждения в системе обязательного медицинского страхования за 11 месяцев 2009 года, по решению Медицинского совета МУЗ УГБ №1 сумма дохода в размере 16000000 рублей направлена на распределение дополнительных стимулирующих выплат, которые подлежат распределению с учетом отработанного времени и трудового вклада каждого работника, состоящего в трудовых отношениях на 31.11.2009 года; уволенным работникам сумма дополнительных выплат распределяется по усмотрению руководителей и коллектива структурного подразделения.

Суд не принимает доводов представителя ответчика, что указанные выплаты не являются премиальными выплатами по итогам работы (премиальными выплатами по итогам работы за год), поскольку, как следует из объяснений истца, представленных ответчиком доказательств, иных итогов работы, кроме как по результатам заключения Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования, учреждение не подводит и иных премиальных выплат по итогам работы в течение года не осуществляет.

Однако доводы истца о том, что таковая выплата в связи с отсутствием критериев оценки деятельности работника в обязательном порядке должна осуществляться работодателем, лишение ее полностью не предусмотрено, не основаны на вышеприведенных нормах, а также локальных нормативных актах.

Так, разделом IV Положения об оплате труда работников МУЗ «Ухтинская городская больница № 1», утвержденного главным врачом учреждения 01.12.2008 года по согласованию с председателем профсоюзной организации МУЗ УГБ №1, определены порядок и условия установления выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы. Согласно п.4.2, 4.7 Положения стимулирующие выплаты осуществляются по решению руководителя учреждения, структурного подразделения, Экспертного совета в пределах консолидированных сметных ассигнований на оплату труда работников учреждения; премиальные выплаты по итогам работы осуществляются при наличии годового положительного баланса. Пунктами 4.7.3, 4.7.4. Положения предусмотрено, что решение о начислении премиальных выплат заместителям руководителя принимается руководителем учреждения, в том числе с учетом показателей и критериев оценки производственной деятельности, к которым относится: выполнение производственных показателей Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи структурными подразделениями; качественное выполнение особо важных и срочных работ; успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения; добросовестное выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения, качественная подготовка и своевременная сдача отчетности; участие в течение соответствующего рабочего периода в выполнении важных работ, мероприятий и прочие показатели, влияющие на повышение производительности труда и отражающие качество работы.

Также Коллективным договором учреждения на 2009 год, принятым на общей конференции трудового коллектива 19.12.2008 года и прошедшего уведомительную регистрацию 02.03.2009 года, пунктами 3.17.2, 3.21.2 предусмотрена возможность уменьшения размера либо лишение премии (депремирование) за нарушение трудовой дисциплины, невыполнение работником трудовых обязанностей, производственные упущения, невыполнение производственных заданий.

Приказом главного врача МУЗ УГБ № 1 от 11.09.2009 года истец была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за виновное неисполнение своих трудовых обязанностей в спорный период, связанных с заключением Тарифного соглашения на 2009 год. Истец приказ не оспаривает, дисциплинарное взыскание досрочно с нее не снято.

На собрании части трудового коллектива, а именно лиц, в отношении которых разрешался вопрос о распределении премии руководящему составу ответчика, состоявшемся 22.12.2009 года, с участием в том числе и.о.главного врача, заместителей главного врача, председателя профкома учреждения, как это предусмотрено Приказом и.о.главного врача МУЗ УГБ №1 от 22.12.2009 года , за допущенные нарушения и с учетом полученных истцом выплат за счет средств от деятельности, приносящей доход, было принято решение спорную стимулирующую выплату истцу не назначать. Такое же решение было принято в отношении уволенного Обрезкова.

Как следует из приложения к приказу главного врача от 30.12.2009 года «О начислении дополнительных стимулирующих выплат, не носящих гарантированный характер за 11 месяцев 2009 года в системе ОМС», а также показаний свидетеля Б., распределение премии по итогам работы за 11 месяцев 2009 года было произведено главным врачом Б. исходя из вышеуказанного решения части трудового коллектива, в отношении которой принималось решение о премировании на собрании 22.12.2009 года, следующим образом: уволенному главному врачу исходя из отработанного времени .. рублей, заместителю главного врача по хирургии и главному бухгалтеру . рублей, заместителям главного врача по лечебной работе пропорционально отработанному времени . и . рублей соответственно, заместителю главного врача по клинико – экспертной работе . рублей, заместителю главного врача по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям 50000 рублей, вновь назначенному заместителю главного врача по экономике с учетом отработанного времени и трудового вклада . рублей, заместителю главного врача по административно – хозяйственной части пропорционально отработанному времени и с учетом замечаний в работе . рублей.

Доводы же истца о том, что размер спорной премии должен быть равен иным стимулирующим выплатам, предусмотренным трудовым договором истца, начисленным и выплаченным ей в 2009 году, не основаны на системе оплаты труда, действующей у ответчика, и фактических обстоятельствах дела.

Решение о выплате истцу премии не принималось, что следует из содержания указанного приложения, а также показаний свидетелей Б., Т. Оспариваемым приказом главного врача ответчика от 30.12.2009 года «О лишении дополнительных стимулирующих выплат, не носящих гарантированный характер за 11 месяцев 2009 года» на основании Коллективного договора, Решения Экспертного Совета, с учетом выявленных ранее нарушений трудовых обязанностей истец была лишена указанных выплат.

Суд не принимает доводов истца о том, что оспариваемый ею приказ является подложным, так как не издавался, поскольку издание приказа 30.12.2009 года в содержании, тождественном представленной копии, подтвердили представитель ответчика Шабаков П.В., свидетель Б., издавший приказ. Истец не оспаривает подлинность подписи главного врача в оспариваемом приказе. Из журнала исходящих приказов, распоряжений за 2009, 2010 годы, объяснений представителя ответчика, а также показаний свидетеля М. следует, что номер был зарезервирован за главным врачом, иному исходящему этот номер не присвоен. Само по себе нарушение сложившегося порядка делопроизводства в организации в отношении спорного приказа (отсутствие записи о нем в журнале исходящих приказов, распоряжений, утрата оригинала приказа) не означает, что приказ не был издан.

Суд также считает спорный приказ достаточно мотивированным, поскольку он содержит ссылку на допущенные истцом нарушения трудовых обязанностей, а также на положения Коллективного договора, который предусматривает возможность лишения премии полностью при наличии нарушений трудовой дисциплины, невыполнении работником трудовых обязанностей, производственных упущений, невыполнении производственных заданий.

Как утверждают свидетели В., Б., Т., истцом не были в течение 2009 года составлены надлежащие расчеты для подписания Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования, что препятствовало своевременному и в полном объеме финансированию учреждения, могло повлечь отказ в оплате оказанных учреждением услуг, и эти обстоятельства истцом по существу не оспариваются. Из — за несвоевременного подписания Тарифного соглашения в течение года не расходовались средства на стимулирующие выплаты работникам ответчика, что и повлекло возникновение существенного дохода по итогам работы учреждения за 11 месяцев 2009 года. Истцу же, как утверждает ответчик, и истцом это не оспаривается, иные стимулирующие выплаты в течение 2009 года производились в полном объеме, за исключением уменьшения размера ежемесячно выплачиваемых стимулирующих выплат за сентябрь 2009 года на 10% в связи с привлечением истца к дисциплинарной ответственности. Однако такое уменьшение ежемесячной стимулирующей выплаты не препятствует лишению истца премии по итогам работы за год, поскольку таких ограничений система оплаты труда, действующая у ответчика, не содержит.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемый приказ издан компетентным лицом, в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленного порядка, и не может быть признан недействительным.

Не делает его таковым и ссылка на решение Экспертного совета, которое, как было установлено, не принималось в отношении истца. Согласно п.1, п.2 раздела 1 Положения об Экспертном совете ответчика, утвержденном приказом главного врача от 28.09.2009 года (действовавшего на момент издания спорного приказа), Экспертный совет создается в целях обеспечения полноценного и качественного лечебного процесса для каждого пациента во всех структурных подразделениях и службах больницы; главной задачей совета является оценка качества оказания медицинской помощи. Поскольку истец в оказании медицинской помощи непосредственного участия не принимала, решение Экспертного совета в отношении исполнения ею трудовых обязанностей могло не приниматься.

В соответствии с ч.1 ст.392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Решения главного врача ответчика о распределении премии принимались 30.12.2009 года, и истец обратилась в суд с требованиями о взыскании спорной премии, как следует из штампа на конверте, 24.03.2010 года, то есть до истечения установленного срока. Не оспаривается ответчиком, что истец с приказом главного врача от 30.12.2009 года ознакомлена своевременно не была, что не делает его недействительным, как это ошибочно полагает истец, однако свидетельствует о том, что срок на обращение в суд с требованием о признании его недействительным ею не пропущен, так как о его существовании ей стало известно не ранее 22.09.2010 года, когда копия приказа была представлена ответчиком, исковое заявление о признании приказа недействительным поступило в суд 12.11.2010 года.

Таким образом, доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Поскольку спорный приказ является законным, ответчик правомерно не выплатил истцу премию по итогам работы, и требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Киросовой Л.В. к муниципальному учреждению здравоохранения «Ухтинская городская больница № 1» о взыскании премии по итогам работы за 2009 год, признании недействительным приказа главного врача от 30.12.2009 года «О лишении дополнительных симулирующих выплат, не носящих гарантированный характер за 11 месяцев 2009 года» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения 13 декабря 2010 года.

Судья Ухтинского городского суда Е.Г. Берникова