обязание получить лицензию



Дело № 2-283/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Берниковой Е.Г.

при секретаре Фишер Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 14 января 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора г. Ухты в интересах неопределённого круга лиц к Управлению внутренних дел по г.Ухте об обязании осуществить действия,

установил:

Прокурор г. Ухта Республики Коми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел по г.Ухте (далее- УВД по г. Ухте) о запрете осуществлять медицинскую деятельность в изоляторе временного содержания без лицензии и об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания. В обоснование требований указал, что в штате изолятора временного содержания УВД по г. Ухте состоит фельдшер медицинской части, имеющий среднее специальное образование по специальности фельдшер, осуществляющий деятельность в сфере медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в данном изоляторе, а также его работников. Медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, определено в Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31.12.1999 года № 1115/475. В силу ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30, осуществление медицинской деятельности в ИВС УВД по г.Ухте подлежит лицензированию, отсутствие данной лицензии нарушает требования законодательства в сфере лицензирования и создает реальную угрозу для жизни и здоровья людей, содержащихся в изоляторе временного содержания, а также его работников.

В судебном заседании прокурор Карасёва О.В. на иске настаивала, заявленные требования уточнила, просила обязать УВД по г.Ухте провести мероприятия, необходимые согласно норм действующего законодательства для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности ;, доводы, изложенные в заявлении, поддержала.

Представитель ответчика УВД по г.Ухте Веисов Х.Ш. исковые требования не признал, настаивал на доводах отзыва, из которого следует, что наличие в штате ИВС медицинского работника (фельдшера) не означает осуществление им медицинской деятельности, и не требует получения соответствующей лицензии, ответчиком проводится работа по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статья 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 года № 5487-1, предусматривает, что медицинская и фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 96 ч.1 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» указано, что медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно ст. 2 этого же Закона, лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, а в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, - для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. ИВС внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции).

Согласно требованиям статьи 24 указанного Закона, а также раздела XIV Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденным приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950, лечебно-профилактическая работа и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан; администрация ИВС обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Порядок оказания медицинской помощи определяется Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 года № 1115/475, согласно которой медицинские работники ИВС органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов; при оказании медицинской помощи осуществляют выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров: при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС; оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи; организацию оказания скорой медицинской помощи; организацию консультаций больных, нуждающихся в медицинской помощи; организацию и осуществление госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении; выполнение рекомендаций и назначений врачей - специалистов и консультантов, расчет потребности в лекарственных препаратах, дезинфекционных средствах и медицинском оборудовании, выполнение установленных правил их хранения, выдачи и учета; осуществление медицинского контроля за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при размещении, организации питания, водоснабжении, банно-прачечном обеспечении, санитарной обработке лиц, содержащихся в ИВС, организацию и обеспечение проведений санитарно-противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных; организацию и обеспечение проведения дезинфекционных мероприятий, организацию и обеспечение проведения санитарно-просветительной работы; ИВС должен быть обеспечен кабинетом медицинского работника.

Как следует из материалов дела, объяснений представителя ответчика и показаний свидетеля Д., начальника ИВС УВД по г.Ухте, ответчик входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Министерству внутренних дел по Республике Коми, является юридическим лицом, в пределах своей компетенции осуществляет полномочия по содержанию подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование. В штатном расписании изолятора временного содержания имеется 0,5 ставки фельдшера, которые замещены, в изоляторе имеется медицинский кабинет, аптечка для оказания первой медицинской помощи, лекарственные препараты, оборудован изолятор. В соответствии с Должностной инструкцией, утвержденной начальником УВД по г.Ухте , фельдшер проводит ежедневный медицинский осмотр лиц, содержащихся в ИВС, устанавливает диагноз, назначает лечение, выполняет медицинские манипуляции, оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь, определяет основания для госпитализации, контролирует соблюедение норм питания и качества пищи, оказывает первую медицинскую помощь сотрудникам УВД по г.Ухте, и эта деятельность им действительно осуществляется.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик оказывает медицинскую помощь лицам, содержащимся в изоляторе временного содержания.

Однако медицинская деятельность осуществляется ответчиком без соответствующей лицензии, и доводы представителя ответчика о том, что таковая не осуществляется, не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

На основании изложенного требования прокурора об обязании ответчика провести мероприятия, необходимые согласно норм действующего законодательства для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в срок до 01 июня 2011 года подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора г.Ухты удовлетворить.

Обязать Управление внутренних дел по г.Ухте в срок до 01.06.2011 года провести мероприятия, необходимые согласно норм действующего законодательства для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский федеральный городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения 19 января 2011 года.

Судья Ухтинского городского суда РК Е.Г.Берникова