Дело №2-128/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ухтинский городской суд в составе: председательствующий судья Утянский В.И., при секретаре Тарануха Г.В., с участием истца Ивановой Т.М., представителя истца Копыловой М.Б., рассмотрев в отрытом судебном заседании 21 февраля 2011г. в г. Ухте гражданское дело по иску Ивановой Т.М. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании права на меры социальной поддержки, признании незаконным и отмене приказа об отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, обязании включить истицу в республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у с т а н о в и л: Иванова Т.М. обратилась в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию с требованием о признании права на меры социальной поддержки, обязании включить истицу в республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование исковых требований заявитель указала, что является инвалидом 3 группы. Была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на очередь по обеспечению жильем . Основанием постановки на учет явился подпункт «а» п. 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999г. №190 – обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 и менее кв.м. Приказом Агентства РК по социальному развитию истец была исключена из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем ей также было отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Основанием снятия истца с учета послужило то обстоятельство, что согласно справке о составе семьи в квартире зарегистрированы 2 человека, жилая площадь на одного члена семьи составляет 9,1 кв.м. При этом не было учтено, что в указанной однокомнатной квартиры проживают 3 человека – истец, ее взрослый сын и брат истицы – Б. . Брат истицы был вселен в спорное жилое помещение в качестве члена семьи. Обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляет менее 7 кв.м., по мнению истца, она должна быть восстановлена в правах льготника и включена в республиканский список. Истец просит признать за ней право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязать ответчика включить ее в республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ходе судебного разбирательства истцом были уточнены исковые требования. Заявитель просит признать незаконным и отменить приказ Агентства РК по социальному развитию об отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения и исключении из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Истец Иванова Т.М. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает. Представитель истца Копылова М.Б., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования. В обоснование заявленных требований привела указанные в исковом заявлении доводы. Дополнила, что в настоящее время в квартире истицы зарегистрированы 3 человека. По мнению представителя истца, проживание в однокомнатной квартиры лиц, относящихся к разному полу, также является основанием к признанию заявителя нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки. Ответчик Агентство РК по социальному развитию о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель ответчика в судебное заседание не прибыл. Из письменного отзыва ответчика следует, что ответчик с исковыми требованиями Ивановой Т.М. не согласен. В ходе судебного разбирательства к участию в деле, с учетом мнения сторон, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация МОГО «Ухта». Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с нормами ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно постановлению главы администрации МО «Город Ухта» Иванова Т.М. была принята на учет первоочередное улучшение жилищных условий и включена в список инвалидов 2,3 группы, в том числе инвалидов с детства по основаниям п. 35 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Коми», а также согласно п. 7 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Коми» принята на учет на улучшение жилищных условий в список на общих основаниях. На момент постановки на учет Иванова Т.М. проживала в квартире . В квартире были зарегистрированы кроме истицы ее муж А., мать В., сын Е., внук Г. и брат Б. Владельцами квартиры являлись сын истицы Е. и внук Г. В соответствии с договором купли-продажи от Ивановой Т.М. и ее сыном Е. была приобретена однокомнатная квартира общей полезной собственностью 40,1 кв.м., в том числе жилой – 18,2 кв.м. . Собственниками жилого помещения (доля в праве 1\2) являются Иванова Т.М. и Е. Согласно справке МСЭ истец является инвалидом 3 группы. Иванова Т.М. обратилась с письменным заявлением в Агентство Республики Коми по социальному развитию с просьбой о предоставлении мер социальной поддержки – единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Приказом руководителя Агентства РК по социальному развитию Ивановой Т.М. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с тем, что документы, приложенные к заявлению, не подтверждают право Ивановой Т.М. на получение подобной выплаты: согласно справке о составе семьи в жилом помещении зарегистрированы 2 человека, обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляет 9,1 кв.м. Иванова Т.М. также исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий закреплены в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Согласно данной правовой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» №23 от 01.03.2006г. учетная норма общей площади жилого помещения для постановки граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» определена в 11 кв.м. на каждого члена семьи. Как установлено судом, на момент обращения Ивановой Т.М. с заявлением о предоставлении мер поддержки в спорном жилом помещении общей площадью 40,1 кв.м., в том числе жилой – 18,2 кв.м., были зарегистрированы 2 человека. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Одним из признаков, позволяющим установить место жительства гражданина также является регистрация граждан по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, утвержденными Постановлением правительства РФ от 17.07.1995г. №713. Доводы заявителя об ином составе семьи и проживании брата Б. в спорной квартире в момент обращения с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты объективными доказательствами не подтверждаются. Брат истицы Б. с был зарегистрирован в жилом помещении – в квартире, принадлежащей дочери истицы Д. Показания свидетелей о его проживании в квартире заявительницы не могут расцениваться в качестве подобного доказательства. Кроме того, суд исходит из следующего. При обращении с заявлением в Агентство РК по социальному развитию Иванова Т.М. указала состав семьи – 2 человека, своего брата Б. в качестве члена семьи в данном заявлении не отразила, что также опровергает ее доводы о проживании брата в качестве члена семьи в ее квартире. Таким образом, в период, когда ответчиком принималось оспариваемое решение, на каждого члена семьи Ивановой Т.М. приходилось более 20 кв.м. общей площади жилого помещения, что больше учетной нормы. Следовательно, решение Агентства РК по социальному развитию не противоречит нормам законодательства. Ссылка истца на необходимость применения п. 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы РК от 27.05.1999г. №190, не может быть принята во внимание по следующим основаниям. Указанный нормативный акт признан утратившим силу в связи с вступлением в действие Жилищного кодекса РФ и изданием Указа Главы РК от 10.05.2005г. №76. Доводы истца о том, что не допускается проживание лиц разного пола в одном помещении (однокомнатной квартире), основан на ошибочном толковании норм права. Указанное обстоятельство не влияет на признание истца нуждающейся в жилом помещении, но в случае предоставления жилого помещения в соответствии со ст. 58 ЖК РФ влечет за собой то обстоятельство, что заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, будет возможно только с их согласия. Брат истицы Б. был зарегистрирован в квартире Ивановой Т.М. , в связи с тем, что квартира была продана Г. с согласия его матери Д. по договору купли-продажи. После регистрации Б. в квартире истицы, на одного члена семьи приходится более 13,3 кв.м. общей площади, что также превышает учетную норму. При изложенных обстоятельствах правовые основания удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Ивановой Т.М. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании права на меры социальной поддержки, признании незаконным и отмене приказа об отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, обязании включить истицу в республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста (полный текст – 28 февраля 2011г.). Председательствующий В.И. Утянский