Дело №2-653/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ухтинский городской суд в составе: председательствующий судья Утянский В.И., при секретаре Тарануха Г.В., с участием прокурора Володиной В.А., заявителя Куканова Ю.Л., представителя заявителя Кукановой И.Ю., представителей территориальной избирательной комиссии г. Ухты Лемиша С.В., Бартоша Р.А., представителя местного отделения Политической партии «Справедливая Россия» Величко И.Н., рассмотрев в отрытом судебном заседании 21 февраля 2011г. в г. Ухте гражданское дело по заявлению Куканова Ю.Л. на постановление Территориальной избирательной комиссии г. Ухты об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу , у с т а н о в и л: Куканов Ю.Л. обратился суд с заявлением, в котором оспаривает постановление Территориальной избирательной комиссии г. Ухты об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу . В обоснование своих доводов заявитель указал, что он был выдвинут кандидатом в депутаты Совета МОГО «Ухта» 4 созыва по одномандатному округу в составе списка от местного отделения Политической партии «Справедливая Россия». Список кандидатов в депутаты от партии, представленный уполномоченным представителем местного отделения партии Величко И.Н., был заверен территориальной избирательной комиссией. После чего, заявитель, как кандидат, включенный в заверенный список кандидатов в депутаты, предоставил в избирательную комиссию установленные законом документы. Территориальная избирательная комиссия проводила регистрацию кандидатов в депутаты Совета МОГО «Ухта» 4 созыва по одномандатным округам, при этом кандидаты в депутаты, включенные в список местного отделения политической партии «Справедливая Россия» с 1 по 23 избирательный округ были зарегистрированы. Заявителю – Куканову Ю.Л. – было отказано в регистрации. Не согласившись с принятым решением, Куканов Ю.Л. обжаловал его в суд. При этом отказ в регистрации был мотивирован отсутствием документов необходимых для регистрации: в частности документов о регистрации местного отделения политической партии «Справедливая Россия». По мнению заявителя, избирательная комиссия при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдению требований закона к оформлению документов, должна была за три дня до рассмотрения вопроса о регистрации списка кандидатов уведомить его либо представителя местного отделения партии, что не было сделано. В самом постановлении не указаны причины, послужившие основанием для отказа в регистрации заявителя как кандидата в депутаты – нет указаний на то, какие документы отсутствуют. Считая, что избирательная комиссия нарушила его права, Куканов Ю.Л. просит отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г. Ухты об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета МОГО «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу . В судебном заседании заявитель Куканов Ю.Л. на заявленных требованиях настаивает. Представитель заявителя по доверенности Куканова И.Ю. поддержала заявленные требования, пояснив, что все необходимые документы для регистрации кандидата в депутаты были представлены в избирательную комиссию. Полагает необоснованным отказ в регистрации по той причине, что отсутствие документов о создании местного отделения политической партии не препятствовало избирательной комиссии произвести регистрацию 23 кандидатов от партии «Справедливая Россия» по другим округам. Представитель территориальной избирательной комиссии г. Ухты Лемиш С.В., действующий на основании доверенности, требования заявителя не признал. Пояснил, что при регистрации кандидата в депутаты Куканова Ю.Л. было обнаружено отсутствие 2 документов – копии трудовой книжки и решения о создании местного отделения политической партии. Полагает нормы п. 1.1 ст. 38 закона №67-ФЗ не применимы в данной ситуации, поскольку избирательная комиссия не обязана извещать кандидата о выявленных в представленных документах недостатках, поскольку такая обязанность возникает у избирательной комиссии лишь по представленным документам, а Кукановым Ю.Л. не были представлены два документа. Представитель территориальной избирательной комиссии г. Ухты Бартош Р.А., полномочия которого оговорены в письменной доверенности, считает требования заявителя необоснованными. Представитель местного отделения Политической партии «Справедливая Россия» в г. Ухте Величко И.Н. пояснил, что им были сданы документы в территориальную избирательную комиссию для заверения списка кандидатов в депутаты от Политической партии «Справедливая Россия». При этом передавались все необходимые для заверения списка кандидатов документы, в том числе решение о создании местного отделения Политической партии «Родина» и последующие решения об объединении политических партий и переименовании. Выслушав заключение старшего помощника прокурора г. Ухты Володиной В.А., полагавшей требования Куканова Ю.Л. не подлежащими удовлетворению, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми сформирована Территориальная избирательная комиссия г. Ухты (состава 2010-2015гг.), определен численный и кадровый состав комиссии. Территориальной избирательной комиссией г. Ухты был утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва. Дата проведения выборов – 13 марта 2011г. Советом регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Коми согласован список кандидатов в депутаты Совета МОГО «Ухта» 4 созыва, в него по одномандатному избирательному округу включен Куканов Ю.Л. Тем самым, выдвижение кандидата в депутаты Совета МОГО «Ухта» 4 созыва Куканова Ю.Л. осуществлялось согласно требованиям ст. 31, ст. 35 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно требованиям данного нормативного акта (п. 1 ст. 35) избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В соответствии с п. 1.1. данной правовой нормы законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией. Список кандидатов в депутаты от Политической партии «Справедливая Россия» заверен согласно постановлению территориальной избирательной комиссии г. Ухты В соответствии со ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона. Куканов Ю.Л. сдал в территориальную избирательную комиссию г. Ухты документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу . Согласно протоколу заседания территориальной избирательной комиссии , установлена недостаточность документов для регистрации кандидата в депутаты Куканова Ю.Л. – представлена неполная копия трудовой книжки и отсутствие в пакете документов решения о создании местного отделения Политической партии «Справедливая Россия», которое обязано представить избирательное объединение при выдвижении списка кандидатов, предусмотренного п. 4 ч. 4 ст. 34 Закона РК «О выборах и референдумах в Республике Коми». Территориальной избирательной комиссией г. Ухты на основании подпункта «в» пункта 24 ст. 38 Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вынесено постановление об отказе в регистрации Куканова Ю.Л. кандидатом в депутаты Совета МОГО «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу . В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Пункт 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Аналогичные по своему содержанию нормы, установлены в ст.ст.32, 34, 38 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» от 27 сентября 2010г. №88-РЗ. Согласно представленным суду сведениям, при подаче документов Куканова Ю.Л. были представлены, среди прочих, заявление кандидата в депутаты, копия паспорта, копия документа, подтверждающего сведения об образовании, копия трудовой книжки (выписка из трудовой книжки) на 2л., документ, подтверждающий принадлежность кандидата в депутаты к политической партии, иному общественному объединению и статусе в нем, справка из представительного органа государственной власти, представительного органа муниципального образования об исполнении кандидатом обязанностей депутата на непостоянной основе, две фотографии, первый финансовый отчет, документ, подтверждающий открытие специального счета. Как видно из материалов дела и установлено судом, основанием для отказа в регистрации Куканова Ю.Л. явилось: 1) неполнота представленной трудовой книжки, 2) отсутствие решения о создании местного отделения Политической партии «Справедливая Россия». В то же время, такого основания для отказа в регистрации кандидата, как отсутствие полной копии трудовой книжки ни Федеральный, ни региональный законы не содержат. Правовой анализ вышеперечисленных норм федерального и регионального избирательного законодательства указывает на то, что, представляя документы, необходимые каждому кандидату при выдвижении, в том числе копии документов, подтверждающих указанные им в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности, кандидат вправе представить не только копию трудовой книжки, но и иной соответствующий документ (надлежаще оформленную справку предприятия, выписку из трудовой книжки и тому подобное). При этом, как установлено судом, в представленном Кукановым Ю.Л. в территориальную избирательную комиссию заявлении, в котором он дал согласие выдвинувшему его избирательному объединению «Местное отделение Политической партии «Справедливая Россия», кандидатом указаны основные сведения о себе, в том числе основное место работы – ООО «Управляющая компания «Жилсервис», генеральный директор. Эти же сведения (о месте работы и занимаемой должности) отражены в копии трудовой книжки Куканова Ю.Л., представленной в избирательную комиссию. В трудовой книжке также имеется заверенная запись о том, что Куканов Ю.Л. продолжает работу в настоящее время. Кроме того, в разработанном территориальной избирательной комиссией бланке подтверждения о приеме документов в пункте 4 указано на необходимость предоставления кандидатом в депутаты копии трудовой книжки (выписки из трудовой книжки). Следовательно, избирательная комиссия имела возможность получить необходимые сведения о месте работы заявителя из представленных документов. В случае сомнения в достоверности представляемых кандидатом сведений о месте работы, занимаемой должности избирательная комиссия не была лишена возможности затребовать копию трудовой книжки. Пунктом1.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Аналогичная норма закреплена в п. 4 ст. 38 Закона Республики Коми №88-РЗ от 22.09.2010г. Уведомить кандидата об имеющихся нарушениях, допущенных им при оформлении документов, необходимых для его регистрации, и предоставить ему срок для исправления недостатков в соответствии с данной нормой является обязанностью соответствующей избирательной комиссии. В силу вышеназванных норм Федерального закона, а также Разъяснения порядка применения пункта1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта25, подпунктов «з», «и» пункта26 статьи38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007г. №203/1272-4, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к их оформлению. Процедура внесения уточнений и дополнений в документы, представленные для регистрации в качестве кандидата, установленная Федеральным законом и Разъяснением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирует устранение неполноты сведений о кандидате или ненадлежащее оформление уже представленных документов. Данными нормами не предоставляется право кандидату дополнительно внести документы, не поданные своевременно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Более того, Федеральным законом установлено, что кандидат вправе только заменить представленный документ, если он оформлен с нарушением требований закона. Таким образом, федеральный законодатель в качестве правовых гарантий избирательного процесса предусмотрел право кандидатов исправить допущенные ими нарушения в связи с наличием документов оформленных с нарушением требований Федерального закона, при этом избирательная комиссия для реализации данного права в силу п. 1.1. ст. 38 Закона №67-ФЗ обязана уведомить об этом. Соответствующие уведомления о дополнении сведений (в частности трудовой книжки) избирательной комиссией в установленный законом срок Куканову Ю.Л. не направлялись, доказательств этому не представлено. Суд полагает также не основанным на законе указанное избирательной комиссией обооснование к отказу в регистрации кандидата в депутаты – отсутствие решения о создании местного отделения Политической партии «Справедливая Россия». Федеральный законодатель в п. 3 ст. 32 Закона №67-ФЗ предусмотрел возможность, что выдвижения кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Как отмечалось выше, согласно п. 1.1 ст. 35 названного закона законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией. Порядок заверения списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, регламентирован ст. 34 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» от 27 сентября 2010г. №88-РЗ. В данном случае, положения ст. 35 Федерального закона, нормы регионального законодательства направлены на то, чтобы у избирательной комиссии имелась возможность, в том числе удостоверить факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, установить сообщает ли лицо достоверные сведения и не имеется ли у этого лица очевидных ограничений пассивного избирательного права. Список кандидатов, представленный местным отделением Политической партии «Справедливая Россия» в г. Ухте, был заверен согласно постановлению Территориальной избирательной комиссии г. Ухты . При этом, избирательной комиссией замечаний по поводу полноты представленных материалов высказано не было, в заверении списка не было отказано. Судом установлено, что при предоставлении списка кандидатов избирательным объединением были представлены документы, касающиеся его деятельности – нотариально заверенное свидетельство о государственной регистрации регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Коми, решение о назначении уполномоченного представителя местного отделения Политической партии «Справедливая Россия» в г. Ухте, нотариально заверенная копия Устава Политической партии «Справедливая Россия», решение Совета местного отделения Политической партии «Справедливая Россия» в г. Ухте о выдвижении тайным голосованием кандидатов, решение Совета Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Коми о согласовании списка кандидатов. После заверения списка кандидатов в депутаты в соответствии с п. 6 ст. 34 Закона РК №88-РЗ кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляют в соответствии с частью 5 статьи 32 настоящего Закона в окружные избирательные комиссии документы, указанные в частях 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона. В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РК №88-РЗ вместе с заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию в обязательном порядке представляются: 1) копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; 2) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании; 3) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий); 4) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения о том, что кандидат является депутатом; 5) сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону). Предоставление для регистрации кандидатов в депутаты иных документов ни федеральным, ни республиканским законодательством не предусмотрено. Следовательно, Куканов Ю.Л. не должен был для регистрации в качестве кандидата в депутаты предоставлять нотариально удостоверенную копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании, поскольку предоставление данного документа в силу норм ст. 34 Закона РК от 27.09.2010г. №88-РЗ возлагается на избирательное объединение при подаче документов для заверения списка кандидатов в депутаты. Доводы избирательной комиссии о необходимости предоставления вышеуказанного документа каждым кандидатом в депутаты основаны на неверной трактовке норм избирательного законодательства. Федеральным законом №67-ФЗ от 12.06.2002г. установлено, что подобный документ - нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании – кандидат в депутаты должен предоставлять при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам (п. 14.5 ст. 35 Закона №67-ФЗ от 12.06.2002г.). Поскольку региональным законодательством (законом Республики Коми №88-РЗ) установлена процедура заверения списков кандидатов в депутаты от избирательных объединений, избирательная комиссия не может требовать от кандидата предоставления иных, чем установлено при подобной процедуре, документов. Суд также исходит из того, что при регистрации кандидатов в депутаты от местного отделения Политической партии «Справедливая Россия» в г. Ухте по одномандатным избирательным округам за №№1-23 у избирательной комиссии не возникло сомнений в качестве представленных избирательным объединением документов, в том числе документов, касающихся самого избирательного объединения. Представленные документы позволяли избирательной комиссии идентифицировать избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов в депутаты по одномандатным округам, в заверении списка кандидатов избирательной комиссией местному отделению Политической партии «Справедливая Россия» не было отказано. Из пояснений представителя местного отделения Политической партии «Справедливая Россия» в г. Ухте Величко И.Н. следует, что им в региональном отделении Политической партии «Справедливая Россия» был получен пакет документов, необходимых для предоставления в территориальную избирательную комиссию, в том числе копия решения о создании местного отделения политической партии «Родина» в г. Ухте, документы, касающиеся переименования Политической партии. Пакет перечисленных документов был представлен в избирательную комиссию г. Ухты. У суда не имеется оснований не доверять пояснениям представителя местного отделения Политической партии «Справедливая Россия» в г. Ухте, поскольку они логичны, последовательны, подтверждаются описью документов, удостоверенной Председателем Совета регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Коми Скоробогатовой В.И. При изложенных обстоятельствах постановление Территориальной избирательной комиссии г. Ухты от об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета МОГО «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу Куканову Ю.Л. не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. Требования заявителя подлежат удовлетворению. Суд полагает, что в целях защиты интересов и избирательных прав заявителя Куканова Ю.Л. необходимо обязать Территориальную избирательную комиссию г. Ухты зарегистрировать Куканова Ю.Л. кандидатом в депутаты Совета МОГО «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу по выборам депутатов Совета муниципального образования городского округа «Ухта», назначенных на 13 марта 2011г., обратив настоящее решение к немедленному исполнению. Руководствуясь ст. 194-199, 261 ГПК РФ, р е ш и л: Заявление Куканова Ю.Л. удовлетворить. Отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г. Ухты об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу Куканову Ю.Л. Обязать Территориальную избирательную комиссию г. Ухты зарегистрировать Куканова Ю.Л. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4 созыва по одномандатному избирательному округу по выборам депутатов Совета муниципального образования городского округа «Ухта», назначенных на 13 марта 2011г. Обратить настоящее решение к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 5 дней с момента вынесения решения в окончательной форме, то есть с 22 февраля 2011 года. Председательствующий В.И. Утянский