Дело №2-222/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующий судья Утянский В.И.,
при секретаре Зубик О.Н.,
с участием представителя истца Музалевской О.В., представителем ответчика Двойниковой С.А., Семенова Е.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 2 февраля 2011г. в г. Ухте гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Коми» о признании бездействия незаконным и прекращении нарушений природоохранного законодательства,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и прекращении нарушений санитарного законодательства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что специалистами управления была проведена плановая проверка в отношении ответчика и всех его структурных подразделений и территориально обособленных объектов. В ходе проверки были выявлены нарушения требований санитарного законодательства. По результатам проверки в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» внесено предписание об устранении нарушений, пункт 8 которого указывал: обеспечить необходимую степень очистки сточных вод на имеющихся комплексах очистных сооружений механической очистки перед их сбросом в поверхностные водные объекты (ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» Ухтинский район) и установлен срок исполнения . В установленном порядке предписание обжаловано не было. Требования Роспотребнадзора, изложенные в п. 8 предписания, выполнено ответчиком не было. Выявленные факты свидетельствуют о нарушении ответчиком Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил СанПиН 2.1.5.980-00 «гигиенические требования к охране поверхностных вод». Указанные нормы и правила являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связаны с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов. Невыполнение ответчиком возложенных на него законом и другими нормативно-правовыми актами обязанностей по соблюдению требований к качеству очищенных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, привело к нарушению прав граждан на благоприятную среду обитания. Истец просит ризнать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» выразившееся в невыполнении обязанностей по соблюдению гигиенических требований по степени очистки сточных вод сбрасываемых в поверхностные водные объекты с очистных сооружений канализации нефтешахты "1", нефтешахты "2", нефтешахты "3" незаконным. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» прекратить нарушения санитарного законодательства и в срок обеспечить (довести) качество сбрасываемых в поверхностные водные объекты с очистных сооружений канализации нефтешахты "1", нефтешахты "2", нефтешахты "3" в соответствие с гигиеническими нормативами, установленными санатарными правилами и нормами: число темротолерантных колиформных бактерий (КОЕ) в 100 мл. не более 500; число общих колиформных бактерий (КОЕ) в 100 мл. не более 500; число колифагов (БОЕ) в 100 мл. не более 100; содержание химических веществ (санитарно-химические показатели) до показателей, указанных в нормативах предельно-допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты, разработанных, согласованных и утвержденных в установленном порядке.
Представитель истца Музалевская О.В., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивает. Пояснила, что ответчиком не принимаются надлежащие меры к устранения санитарного законодательства.
Представитель ответчика Двойникова С.А., полномочия которой оговорены в доверенности, иск не признала. Пояснила, что заявителем неверно избран способ защиты нарушенного права, поскольку нельзя признавать бездействия юридического лица незаконным. Дополнила, что истец требует устранить нарушения, предлагая при этом нереальные сроки.
Представитель ответчика Семенов Е.В., действующий по доверенности, полагает иск не подлежащим удовлетворению. Пояснил, что организацией принимаются меры к соблюдению природоохранного законодательства. Для соблюдения требований по степени очистки сбрасываемых сточных вод необходима реконструкция очистных сооружений, поскольку на имеющихся мощностях такого соблюдения добиться нельзя. В будущем в планах предусмотрено выделение денежных средств для указанных целей.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от № 52-ФЗ закреплено право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 названного нормативного акта индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории России действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»). Согласно данным правилам сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до гигиенических нормативов, установленных санитарными нормами и правилами 9п. 4.1.1), для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (п. 6.11).
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной специалистами Роспотребнадзора проверки установлено, что проба воды промышленной сточной после очистки, отобранная на выпуске в ручей "А" не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 по микробиологическим показателям, не соответствует требованиям по химическому потреблению кислорода (бихроматная окисляемость), ХПК; проба воды промышленной сточной после очистки, отобранная на выпуске в ручей "Б" не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 по микробиологическим показателям, требованиям по содержанию взвешенных веществ.
Заместителем Главного государственного санитарного врача по Республике Коми руководителю ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» внесено предписание об устранении нарушений действующего санитарного законодательства, в котором в пункте 8 выдвинуто требование по ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» Ухтинский район – обеспечить необходимую степень очистки сточных вод на имеющихся комплексах очистных сооружений механической очистки перед их сбросом в поверхностные водные объекты, срок исполнения данного требования – установлен.
Предписание ответчиком в установленном порядке обжаловано не было.
Как следует из письменного ответа и отчета о выполнении предписания меры по устранению нарушений санитарного законодательства выполнены в установленные контролирующим органом срок не приняты. Затраты на реконструкцию очистных сооружений лишь планируется включить в программу капитального ремонта основных фондов .
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами, при этом реализуется принцип состязательности сторон в гражданском процессе.
В ходе судебного разбирательства ответчиком суду не представлены достоверные доказательства выполнения требований Роспотребнадзора, а также улучшения качества сбрасываемых в поверхностные водные объекты сточных вод.
Вышеизложенное свидетельствует о невыполнении ответчиком требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что в свою очередь приводит к нарушению конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Из пояснений представителя истца следует, что срок устранения ответчиком нарушений санитарного законодательства РФ был установлен истцом из объективно необходимого для устранения подобных нарушений времени, а также из плана мероприятий по снижению сброса загрязняющих веществ в окружающую среду с целью достижения НДС и ПДК, утвержденных директором ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» .
При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета МОГО «Ухта» подлежит взысканию государственная пошлина .
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» выразившееся в невыполнении обязанностей по соблюдению гигиенических требований по степени очистки сточных вод сбрасываемых в поверхностные водные объекты с очистных сооружений канализации нефтешахты "1", нефтешахты "2", нефтешахты "3" незаконным.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок обеспечить (довести) качество сбрасываемых в поверхностные водные объекты с очистных сооружений канализации нефтешахты "1", нефтешахты "2", нефтешахты "3" в соответствие с гигиеническими нормативами, установленными санатарными правилами и нормами: число темротолерантных колиформных бактерий (КОЕ) в 100 мл. не более 500; число общих колиформных бактерий (КОЕ) в 100 мл. не более 500; число колифагов (БОЕ) в 100 мл. не более 100; содержание химических веществ (санитарно-химические показатели) до показателей, указанных в нормативах предельно-допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты, разработанных, согласованных и утвержденных в установленном порядке.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в доход бюджета Муниципального образования городского округа «Ухта» государственную пошлину .
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста (полный текст – 8 февраля 2011г.).
Председательствующий В.И. Утянский