№ 2-791/2011 О возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда



Дело № 2-791/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Чуриной О.Н.,

при секретаре Ивановой А.А.,

с участием прокурора Матвеева В.А.,

представителя ответчика Чизухиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухта Республики Коми 23 марта 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Больница №18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по РК» о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,

установил:

Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Ухтинский суд с требованием к ФБЛПУ Б-18 ГУФСИН России по РК, ГУФСИН России по РК об обязании проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в ходе проверки установлено, что в ФБЛПУ Б-18 ГУФСИН России по РК не соблюдаются требования трудового законодательства в части проведения аттестации по условиям труда 39 рабочих мест. Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о нарушении работодателем требований статьи 212 Трудового кодекса РФ об обеспечении безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда и о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, о нарушении прав работников данного учреждения на безопасные условия труда, а также может в последующем нарушить права граждан, которые будут приняты на работу (трудоустроены) в ФБЛПУ Б-18 ГУФСИН России по РК. Согласно пункту 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569, аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В соответствии с частью 3 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Поскольку в данном случае нарушены права и законные интересы граждан, круг которых не определен, настоящее заявление предъявлено прокурором.

В настоящем судебном заседании прокурор Матвеев В.А на требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивал, уточнил требования, просил обязать ФБЛПУ Б-18 ГУФСИН России по РК провести аттестацию 39 рабочих мест по условиям труда в установленном порядке в срок .

Представитель ответчика ФБЛПУ Б-18 ГУФСИН России по РК Чизухина О.Н., действующая по доверенности, выразила согласие с заявленными прокурором исковыми требованиями в полном объеме, последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.

Представитель ГУФСИН России по Республике Коми в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд к следующему выводу.

В силу ч.1 со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В данном случае прокурор обратился в суд с требованием об устранении нарушений трудового законодательства, касающихся не только сотрудников ФБЛПУ Б-18, но и лиц, которые могут быть трудоустроены в исправительную колонию в будущем. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, проводится в целях установления безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников.

Судом установлено, что согласно Положению ФБЛПУ Б-18ГУФСИН России по Республике Коми по своей организационной форме является федеральным государственным учреждением и имеет статус лечебно-профилактического учреждения.

Учредителем Учреждения является Правительство Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания. Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Указанным правам корреспондируют предусмотренные ст. 22 ТК РФ обязанности работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 209 ТК РФ сертификатом соответствия организации работ по охране труда является документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

На основании ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. №569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда проводится оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В ходе аттестации рабочих мест производится также гигиеническая оценка условий труда, травмбезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

В нарушение данных требований, в ФБЛПУ Б-18 аттестация всех рабочих мест не проведена, сертификация организации работ по охране труда в полном объеме не выполнена. В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается ответчиком, что аттестация рабочих мест в исправительном учреждении проведена не в полном объеме, в связи с отсутствием бюджетного финансирования не проведена аттестация по условиям труда 39 рабочих мест, в том числе 27 рабочих мест, на которых работают 44 сотрудника учреждения и 12 рабочих мест, на которых работает 21 осужденный.

В результате бездействия работодателя производственная деятельность в учреждении осуществляется без учета фактически сложившихся условий труда, чем грубо нарушается предусмотренное ст. 21 ТК РФ право работников на обеспечение рабочими местами, соответствующими государственным нормативным требованиям охраны труда, а также установленное ст. 219 ТК РФ право на компенсации за выполнение работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

Поскольку несоблюдение вышеуказанных требований трудового законодательства со стороны ФБЛПУ Б-18 ГУФСИН России по Республике Коми ведет к нарушению прав работников на безопасные условия труда, а также может в последующем нарушить права сотрудников, которые будут трудоустроены в учреждение, суд находит требования Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обоснованными и подлежащими удовлетворению. Недофинансирование учреждения со стороны собственника само по себе не может служить основанием для освобождения Учреждения от обязанности проведения аттестации рабочих мест.

В силу того, что действующим законодательством обязанность проведения аттестации рабочих мест возложена на работодателя - ФБЛПУ Б-18 ГУФСИН России по Республике Коми, суд не находит оснований для обязания ГУФСИН России по Республике Коми провести аттестацию в конкретной исправительной колонии.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Больница №18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по РК» удовлетворить.

Обязать Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение «Больница №18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по РК», в срок провести аттестацию 39 рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В удовлетворении исковых требований к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми от обязанности по проведению аттестации рабочих мест в ФБЛПУ Б-18 ГУФСИН по РК отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 28 марта 2011 года.

Судья Ухтинского городского суда РК О.Н. Чурина