№ 2-955/2011 О признании незаконным отказа и обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно



Р Е Ш Е Н И Е 2-955/2011

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

В составе: судьи Корниенко М.В.,

При секретаре Парфентьевой Е.А.,

С участием сторон,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте 29 апреля 2011 года дело по иску Шлоповой Н.А. к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ухте о признании незаконным отказа и обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно,

У с т а н о в и л:

Шлопова Н.А. обратилась в суд с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ухте о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости досрочно и обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В обоснование требований указывая, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, в удовлетворении которого было необоснованно отказано, в подсчет специального стажа не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: в календарном исчислении учтены период нахождения в декретном отпуске и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком , хотя предшествовавшая работа учтена один год работы за один год и три месяца; необоснованно исключен из подсчета стажа период нахождения в декретном отпуске в соответствии с законодательством Республики Коми. Истица полагает, что на момент обращения к ответчику необходимый 25-летний стаж ею выработан.

В судебном заседании Шлопова Н.А. на требованиях настаивала

Представитель ответчика Чечемина А.Е., действуя по доверенности, исковые требования не признала, указывая на отсутствие необходимого льготного стажа для назначения трудовой пенсии по старости досрочно.

Выслушав стороны, изучив материалы настоящего дела, пенсионного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.

Во исполнение указанной статьи Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов такой работы.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на льготное назначение трудовой пенсии, включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного отпусков.

Порядок назначения пенсии в течение спорных периодов регулировался также следующими правовыми актами: Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»; Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, которым утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждения, работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет; Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, которым утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Судом установлено: Шлопова Н.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по г.Ухте с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно в соответствии с пп.20. п1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии в назначении трудовой пенсии по старости досрочно отказано в связи с тем, что истицей не выработан требуемый стаж работы, связанной с медицинским обслуживанием населения в сельской местности, льготный стаж Шлоповой Н.А. составил 23 года 10 месяцев 27 дней .

При этом, из льготного стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации ; период декретного отпуска свыше 140 дней . В календарном порядке учтен период получения пособия по беременности и родам и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком .

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и аналогичной нормы, закрепленной в пункте 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа считается за один год и три месяца.

Из материалов дела следует, что Шлопова Н.А. работала заведующей Пучкомским фельдшерско-акушерским пунктом (фельдшером) Удорской центральной районной больницы, расположенной в сельской местности, уволена в связи с переводом в Ухтинскую городскую больницу. Период непосредственной работы истицы учтен в льготном исчислении как один год работы за один год три месяца. В указанный период истица находилась в декретном отпуске , в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет .

Указанные периоды нахождения в декретном отпуске, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет необходимо исчислять в льготном порядке, как и основную работу (один год за один год и три месяца) по следующим основаниям.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно действовавшему в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 « Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска (пункт 7).

Из вышеизложенного следует, что по ранее действовавшему законодательству (до 06 октября 1992 года) периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, в таком же порядке как и непосредственная работа. Пенсионное законодательство не предусматривало иной порядок исчисления указанных периодов.

Согласно и ранее действовавшей статье 112 КЗоТ РСФСР, и статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышении квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд России. Из изложенного следует, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Ранее действовавшая редакция части 4 статьи 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривала возможность увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска по беременности и родам в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации.

Закон Республики Коми от 20 октября 1992 года «О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства», установивший для женщин, работающих в Республике Коми, отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней до родов и 238 календарных дней после родов, в этой части не противоречил федеральному законодательству.

Таким образом, включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, подлежит весь отпуск по беременности и родам , предоставленный истице по Закону Республики Коми от 20 октября 1992 года, а не его часть, соответствующая продолжительности такого отпуска по федеральному законодательству, как ошибочно полагал ответчик.

Суммируя все вышеуказанные периоды лечебной деятельности истицы, применяя льготный порядок исчисления периодов, право на досрочную пенсию у Шлоповой Н.А. возникло на дату обращения к ответчику , на указанную дату истицей выработан необходимый 25-летний стаж лечебной деятельности в сельской местности.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Требования Шлоповой Н.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г.Ухте об отказе в назначении трудовой пенсии по старости досрочно и обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ухте назначить Шлоповой Н.А. трудовую пенсию по старости досрочно в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» .

Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г.Ухте в пользу Шлоповой Н.А. возврат государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский суд в течение 10 дней, начиная со дня вынесения решения в окончательной форме .

Судья- Корниенко М.В.