Дело № 2-282/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.
при секретаре Фишер Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 01 апреля 2011 года гражданское дело по иску Бушуева В.А. к ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» об обязании установить доплату, восстановить в должности, произвести перерасчет заработной платы,
установил:
Бушуев В.А. обратился в суд с иском к ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» в лице филиала Ухтинское районное нефтепроводное управление об обязании ответчика установить доплату за выполнение обязанностей "З" в размере 50% должностного оклада, восстановить в должности водителя "1", произвести в связи с этим перерасчет заработной платы, в обоснование требований указав, что работает у ответчика водителем автомобиля, с 11.10.2010 года был переведен на должность водителя "2", хотя должностные обязанности не изменились, продолжал работу на том же автомобиле, ответчик отказал в установлении доплаты за совмещение профессии "3".
В судебных заседаниях истец исковые требования уточнил, просил восстановить в должности водителя "1" с 11.10.2010 года, установить доплату за выполнение обязанностей "3" в размере 25% оклада по занимаемой должности , на уточненных исковых требованиях настаивал, полагал, что установку, обслуживаемую им, должно обслуживать два человека, водитель Т. обслуживает аналогичное транспортное средство .
Представитель ответчика по доверенности Кубарев Д.А. исковые требования не признал, представил письменный отзыв, из которого следует, что в связи с тарификацией водителей автомобилей истец был переведен на вакантную должность водителя "2" с его согласия в связи с сокращением занимаемой им должности водителя "1". Грузоподъемность обслуживаемого истцом автомобиля менее 10 тонн, что предусматривает оплату труда по повышенному разряду, в связи с работой на специализированном транспорте. Надбавка за совмещение профессии устанавливается по соглашению сторон, при наличии соответствующей единицы в штатном расписании; соглашения сторон трудового договора по этому вопросу нет, должности "З" в штатном расписании не имеется, просил применить последствия пропуска срока на обращение в суд, дополнительно пояснил, что в силу ЕТКС водитель спецтранспорта должен уметь управлять спецтехникой, однако с января 2011 года доплата истцу установлена в размере 15%.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст.2 Трудового кодекса РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Истец работает у ответчика (с учетом реорганизаций) , на основании трудового договора в редакции дополнительного соглашения истец выполнял работу водителя "1" . Приказом начальника Ухтинского РНУ за истцом закреплен специализированный автомобиль .
Приказом начальника Ухтинского РНУ в связи с закреплением автотракторной, специальной техники и спецоборудования и в целях приведения штатного расписания в соответствие с фактическим наличием указанной техники, из штатного расписания филиала была исключена с 11.10.2010 года штатная единица водителя "1" введена единица водителя "2"
Согласно ч.1 ст.72.1 Трудового кодекса РФ перевод на другую работу допускается с письменного согласия работника. Истцу была предложена вакансия водителя "2", и с его письменного согласия он занял эту вакансию с 18.10.2010 года на основании приказа .
Кроме того, согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими в том числе размеры тарифных ставок. На основании ст.143 Трудового кодекса РФ под тарифными системами оплаты труда понимаются системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий; тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.
Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 года № 31 утверждены тарифно – квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих, из которых следует, что управление грузовыми автомобилями всех типов грузоподъемностью до 10 тонн относится к характеристике работ водителя 4 разряда.
П.3.5 Положения об оплате труда и премирования работников ОАО «СМН» от 30.05.2008 года определено, что тарификация рабочих производится на основании требований Единого тарифно – квалификационного справочника работ и профессий рабочих при соответствии объемов и разрядов выполняемых работ.
Как следует из производственных инструкций водителя автомобиля "2" и водителя "1" участка транспортного обслуживания НПС «Ухта – 1» ЦТТ и СТ «Ухта», утвержденных начальником Ухтинского РНУ, характеристикой работ и обязанностей водителя "2", в отличие от водителя "1", является, в том числе, управление специализированными автомобилями грузоподъемностью до 10 тонн, а не управление специализированными автомобилями грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн.
Так как указанные локальные нормативные акты не ухудшают положение работника по сравнению с установленными тарифно – квалификационными характеристиками, суд считает возможным применить их в спорных правоотношениях.
Суд также соглашается с доводами ответчика, что грузоподъемность - это наибольшее расчетное количество груза, которое может быть единовременно перевезено грузовым автомобилем (прицепом, полуприцепом).
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений,
По утверждению ответчика, грузоподъемность автомобиля, обслуживаемого истцом, - установка ППУА – 1600/100 на шасси автомобиля – 6,855 тонн, что следует из ответа ООО "С" . Истцу предлагалось представить доказательства, опровергающие доводы ответчика, однако из представленного истцом ответа начальника отдела сбыта ОАО "Р" не усматривается грузоподъемность спорного автомобиля. Судом также запрашивались сведения о грузоподъемности в организации, выдавшей паспорт транспортного средства - ОАО "Н". Из представленных им сведений следует, что полная масса транспортного средства составляет 18725 кг (в паспорте транспортного средства сведения о разрешенной максимальной массе не сохранились), масса навесного оборудования 9400 кг; также в ПТС указана масса без нагрузки, не менее 12850 кг (в оригинале ПТС последняя цифра не сохранилась).
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что грузоподъемность автомобиля, обслуживаемого истцом, составляет 18725 кг – 12850 кг = 5875 кг, то есть менее 10 тонн, что требует оплаты как водитель "2".
Постановлением Минтруда РФ от 14.11.2000 года № 81 утвержден Единый тарифно – квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 6, разделы «Бурение скважин», «Добыча нефти и газа», где имеется профессия "3"; при обслуживании паровых передвижных депарафинизационных установок и агрегатов, смонтированных на шасси автомобиля, с рабочим давлением пара до 10 МПа включительно устанавливается как водителю "2". Представленное истцом руководство по эксплуатации установки промысловой паровой передвижной ППУА – 1600/100 содержит сведения о допустимом давлении пара до 9,81 МПа, то есть повышенной, до водителя "1", оплаты труда истца не требуется.
Суд не принимает доводов истца в обоснование требований о восстановлении его в должности водителя "1", что аналогичную должность занимает свидетель Т., поскольку, как следует из ответа ООО "С" , а также из ПТС автомобиля, обслуживаемого Т. (в котором содержатся сведения о разрешенной максимальной массе транспортного средства 18500 кг, массе без нагрузки 11355 кг), автомобиль, обслуживаемый истцом, и автомобиль, обслуживаемый свидетелем Т., имеют различные модификации шасси автомобиля с различными техническими характеристиками; свидетель Т. работает в другом структурном подразделении ответчика.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца о восстановлении в должности водителя "1" участка по транспортному обслуживанию НПС «Ухта – 1», Цех технологического транспорта и спецтехники «Ухта» не имеется.
В соответствии со ст.151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата; размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Согласно утвержденных постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 года № 31 тарифно – квалификационных характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих, в характеристику работ водителей "2", "1" специализированных автомобилей входит управление оборудованием таких автомобилей.
Ответчиком представлена фотография рабочего дня истца, из которой следует, что 24% от общих трудозатрат истца занимает работа на спецоборудовании. Истец прошел необходимое для выполнения работы "З" обучение и инструктаж. Как показала свидетель А., в связи с незначительной занятостью водителя работой "З" соответствующая штатная единица не введена, доплата за совмещение профессий предусмотрена повышенной тарификацией работ по сравнению с содержащимися в ЕТКС. Также из сведений о дифференциации тарифных ставок водителей автотранспортных средств по разрядам оплаты Единой тарифной сетки, представленных ответчиком, усматривается, что водителям специализированных автомобилей грузоподъемностью свыше 5 до 10 тонн устанавливается разряд оплаты пятый повышенный с тарифным коэффициентом 1,97. Истцу до 18.10.2010 года размер оплаты труда был установлен по 6 разряду с тарифным коэффициентом 2,11, и с момента закрепления транспортного средства условия оплаты труда истцом не оспаривались.
Таким образом, суд приходит к выводу, что стороны трудового договора определили доплату истцу за совмещение профессии "З" в виде повышенной тарификации работ, выполняемых истцом, что законодательству не противоречит.
Кроме того, пунктом 6.3.3 Положения об оплате труда и премирования работников ОАО «СМН» установлено, что надбавка за совмещение профессий (должностей) производится в размере до 30% месячной тарифной ставки только при наличии совмещаемой единицы в штатном расписании. Единицы "3" в штатном расписании ответчика нет, и устанавливать доплату в виде надбавки за совмещение профессий в размере 25% месячной тарифной ставки (оклада) ответчик не обязан. Доводы же истца о том, что у иных работодателей такая надбавка установлена, а также для обслуживания установки требуется 2 человека, значения для разрешения спора не имеют.
Как следует из штемпеля на конверте, истец обратился в суд с иском 04.12.2010 года, оспаривает оплату труда за период не ранее 17 сентября года, и суд не принимает доводов ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, установленных ст.392 Трудового кодекса РФ, поскольку истец обратился в суд до истечения указанных сроков.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Бушуева В.А. к ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» об обязании установить доплату за совмещение профессий в размере 25% должностного оклада с 17 сентября 2010 года, восстановить в должности водителя "1" участка по транспортному обслуживанию НПС «Ухта – 1», Цех технологического транспорта и спецтехники «Ухта» с оплатой труда водителя "1" с 11.10.2010 года, произвести перерасчет заработной платы отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения 06 апреля 2011 года.
Судья Ухтинского городского суда Е.Г.Берникова